После того как Канада объявила о своих претензиях на Арктику, обстановка вокруг региона накалилась, сообщает CNN. Россия объявила о наращивании там военной мощи. Однако, по мнению основателя Арктического института Малме Хамперта, эти заявления пока продиктованы интересами внутренней политики. Так для Путина это еще один удобный случай показать себя авторитетным лидером.
Над Арктикой накаляется политическая атмосфера. Россия заявила об увеличении своего военного присутствия в регионе, после того как Канада в понедельник объявила о намерении выдвинуть формальные претензии на эту территорию.
Теперь у нас Канада, Россия, Дания, Норвегия и США – у них уже есть по маленькой доле Арктики, но некоторым хочется большего. К нам присоединяется Малте Хамперт – исполнительный директор Арктического института. Объясните нам, почему Арктика сейчас привлекает так много внимания? Откуда это стремление раньше других объявить Северный полюс своим?
МАЛТЕ ХАМПЕРТ, основатель и исполнительный директор Арктического института: Я считаю, что дело сводится к изменению климата. Арктика сейчас быстро тает, и растаявший лед дает новые возможности для мореходства, для исследования запасов углеводородов и природных ископаемых. Поэтому различные страны стремятся предъявить претензии на свой кусок пирога.
Значит, дело в нефти и в путях для мореходства. Но почему страсти накаляются именно сейчас? Почему Канада в начале недели заявила о своих претензиях?
МАЛТЕ ХАМПЕРТ: У Канады был срок в десять лет. После ратификации конвенции ООН по морскому праву у вас есть десять лет на то, чтобы подать заявку на расширение эксклюзивной экономической зоны. Срок истекал в пятницу, поэтому Канада решила заявить о своих претензиях.
Она подала заявку на Атлантику и на Арктику, где хочет больше заниматься научными исследованиями – проводить больше измерений, больше ультразвуковых замеров. Пока она предъявила лишь предварительное требование, и понадобится еще несколько лет, прежде чем она соберет все материалы для окончательной заявки.
В ответ на претензии со стороны Канады Россия наращивает военную мощь. Вас это беспокоит?
МАЛТЕ ХАМПЕРТ: Не особенно. Я думаю, тут во многом сыграла свою роль внутренняя политика. Что касается Канады, я думаю, что ученые первоначально не собирались предъявлять претензии на Северный полюс, поскольку дело не такое серьезное. Но, конечно, здесь имеет значение внутренняя политика. Премьер-министр Стивен Харп не хотел, чтобы на него смотрели как на премьер-министра, который потенциально может отдать Северный полюс. И поэтому заявку откорректировали.
Что касается России, то для Путина это легкий выигрыш: сделать сильное политическое заявление о русской Арктике. Россия исторически считала себя арктическим государством. Сорок процентов территории страны расположены выше арктического полярного круга. Огромную долю прибыли государство получает от нефти и газа, добываемых в Арктике. Поэтому разговоры Путина об укреплении вооруженных сил – это внутренняя политика. Он тем самым стремится показать себя авторитетным правителем.
Да, получается, что для обеих сторон важна не только экономическая прибыль, но и внутренняя политика. Мы знаем, что Канада конфликтует не только с Россией, но и с Данией и другими странами. Как этот вопрос будет, в конце концов, разрешен?
МАЛТЕ ХАМПЕРТ: Все арктические государства договорились, что будут решать любые споры и дипломатические конфликты в рамках форума Арктического совета или в рамках Конвенции ООН по морскому праву.
Сейчас дело обстоит так. Россия первой объявила претензии в 2001-м. Ей порекомендовали провести дополнительные исследования, над чем она и работает. Канада подала предварительную заявку. Ожидается, что Дания в следующем году подготовит свою. После этого станет ясно, где интересы пересекаются. Комиссия Конвенции ООН по морскому праву даст свои рекомендации. Также разрешить споры можно на форуме. Но это нужно осуществить на двусторонней основе. Мы видели, как Норвегия и Россия спустя десятилетия споров пришли к мировому соглашению в 2011-м году.
Я считаю, что в ближайшие 5-10 лет мы увидим, как будут разрешаться другие разногласия, и все придут к согласию.
Хорошо. На то, чтобы разрешить эти споры, уйдет 5-10 лет. С нами был Малте Хамперт, основатель и исполнительный директор Арктического института. Спасибо, что поговорили с нами о гонке за лидерство на Северном полюсе.
Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 11 декабря 2013 года.