Многострадальный авианосец «Викрамадитья» все-таки достался Индии — с опозданием на 5 лет и вдвое превышенным бюджетом на его модернизацию. Однако эта эпопея окончательно подорвала веру индийцев в дешевое российское оружие и заставила их обратиться к западным партнерам, утверждает американское издание Strategy Page.
С опозданием в пять лет авианесущий крейсер «Викрамадитья» наконец-то передали индийскому флоту. Три месяца назад судно завершило испытания на море, сообщает Strategy Page. «Это была неожиданная хорошая новость, поскольку сага под названием «Викрамадитья» состояла из длинной череды разочарований», - отмечает издание.
Часть индийского экипажа находится на корабле уже два года, вникая в детали работы различных его систем. Теперь судно в сопровождении вспомогательных кораблей пройдет через Суэцкий канал и прибудет на военно-морскую базу недалеко от города Карвар на западном побережье Индии, а на боевое дежурство «Викрамадитья» заступит к середине 2014 года.
Корабль не только опоздал, но и существенно превысил бюджет. «Поиск и исправление ошибок – этот процесс казался бесконечным», - замечает Strategy Page. На устранение проблемы с двигателями, которая была обнаружена во время испытаний в 2012 году, ушло более полугода. «К тому моменту история с «Викрамадитьей» превратилась в эпопею некомпетентности, плохого взаимодействия, дрянной работы и неумелого администрирования судоверфи. Проект «Викрамадитья» был совершенно хаотичен даже по российским меркам».
Издание напоминает, что судно водоизмещением в 45 тысяч тонн изначально представляло собой российский авианесущий крейсер класса «Киев», который находился в составе флота с 1987 по 1995 годы. Затем он был снят с вооружения, поскольку у ВМФ не было денег на его содержание. Корабль выставлялся на продажу в 1996 и 2005 годах, и Индия согласилась на его покупку при условии «некоторых переделок». В итоге Дели заплатил за все более 2,3 миллиарда долларов.
«Викрамадитья» была серъезным источником напряженности между Россией и Индией, добавляет Strategy Page. «Несмотря на то что Индия покупает российское оружие уже более полувека, многочисленные кошмары, которыми сопровождалось переоснащение «Викрамадитьи», стали последней каплей и подорвали то доверие, которое было у индийцев в российское качество сборки». Ненадежными себя показали, помимо этого судна, еще и двигатели в истребителях Су-30, проблемы с электроникой в танках Т-90 и различные недочеты на приобретенных Индией российских военных кораблях, пишет ресурс.
При этом россияне пытались улучшить качество вооружения и технической поддержки, но этому препятствует недостаток квалифицированных кадров. «Даже российское оружие, которое покупают российские военные, страдает от этих проблем, которые во многом вызваны рыночными условиями, сложившимися в России после падения коммунистической власти в 1991 году. Наиболее квалифицированные люди предпочитают лучше оплачиваемую и более интересную работу в невоенных областях. Российские власти не смогли найти выход из этой ситуации, которая мешает переоснащению их собственной армии, а также удержанию иностранных покупателей», - объясняет Strategy Page.
Теперь все больше индийцев выступает за покупку оружия западного производства. «Оно обычно более дорогое, но ты получаешь то, за что заплатил, и западные изделия зачастую проверены в бою и имеют высокий авторитет в других странах. Российскими изделиями склонны пользоваться лузеры». Правда, пока сами продавцы с опаской относятся к Индии из-за коррупции в индийском министерстве обороны, отмечает издание.