По крайней мере, в краткосрочной перспективе простого присутствия на американском рынке уже достаточно.
Почему Al Jazeera America не волнует низкий рейтинг?
Обычный канал был бы в панике от столь ужасного дебюта. Но Al Jazeera America – необычный. Коммерческий успех – не главная забота канала, финансируемого из толстого кошелька Катара. По крайней мере, в краткосрочной перспективе Катар и Al Jazeera America вполне готовы мириться с низкими рейтингами в обмен на присутствие на крупнейшем в мире рынке телевидения.
«Если подход редакции будет правильным, рейтинги для Al Jazeera America не важны, - заявил Ваддах Ханфар, в 2003-2011 годах руководивший главным каналом Al Jazeera, существующим отдельно от своего американского аналога. – Восемь лет, что я проработал в Al Jazeera, рейтинги не были важны. Рейтинги никогда не были неотъемлемой частью нашего представления о том, что следует и чего не следует делать».
Марк Котни, старший вице-президент цифрового вещания Al Jazeera America, заявил, что не может говорить о том, как руководство канала, включая исполнительного директора Эхаба аль-Шихаби и катарцев, относится к рейтингам, однако признал, что ему и его коллегам помогает «уникальная рабочая среда». «По крайней мере некоторые факторы давления, даже те, что есть при работе в открытых акционерных предприятиях, вроде CNN… Мы действительно не так подвержены этим факторам, и это помогает. Это позволяет иметь некоторую свободу», - сказал он.
Котни, однако, отметил, что Al Jazeera America должна в конце концов развиться в самоокупаемый бизнес. «Лично я, даже как журналист, считаю, что лучше, когда ваше дело рентабельно, - заявил он. – Я ценю любые ресурсы, но я также хочу точно знать, что мы в состоянии платить по счетам».
Он, конечно же, прав. Конечная цель – не в том, чтобы просто присутствовать на американском рынке телевидения, а в том, чтобы иметь новостной канал с достаточным влиянием на социальный и политический дискурс в стране. Каналу Al Jazeera America в конце концов придется найти достаточно большую и преданную аудиторию для достижения этой цели. Но рейтинги – не единственное, что способствует приросту веса и влияния. А если сопоставить затраты, связанные с функционированием канала, и то, как распространяется информация и расширяется аудитория по всему Интернету и соцсетям, возникает вопрос: зачем вообще нужен телеканал?
Представитель Al Jazeera America отказался связать нас с руководством канала и не стал давать комментариев, если не считать электронного письма, в котором говорилось: «Мы очень гордимся нашей объективной, глубокой журналистикой, основанной на фактах. Мы инвестируем в производство программ, в талант и маркетинг. Наше исследование показывает, что рынку это нужно. Мы пришли надолго и верим, что этот канал станет для нас успешным бизнесом на долгие годы».
Две части этого заявления звучат как откровение. Во-первых, сама мысль о том, что зрителям нужен еще один кабельный новостной телеканал – ведь бытует мнение, что дела обстоят с точностью наоборот. Кабельное телевидение кишит новостными каналами, и в их числе - Fox News, CNN, MSNBC, BBC, HLN, EuroNews и The Blaze Гленна Бека. Более того, аудитория кабельных новостных каналов уже много лет стабильно сокращается, а прирост рейтингов – лишь следствие того, что один канал отбирает зрителей у другого. При этом общая численность аудитории не растет.
Действительно ли Al Jazeera America – это то, чего так ждали зрители, можно будет проверить в ближайшие несколько месяцев. Ведь теперь канал добился вещания на Time Warner Cable, а значит, он стал доступен еще для 12 миллионов американских семей. Это значит, что Al Jazeera America теперь могут смотреть примерно в 55 из 110 миллионов домов и квартир, оснащенных телевидением. Так что если на продукцию канала действительно есть спрос, то увеличение зоны покрытия должно быть фактически равно повышению рейтингов.
Казалось бы, безобидная фраза о том, что Al Jazeera America «пришел надолго», тоже говорит о многом. Канал отстает от своих главных конкурентов: Fox, MSNBC и CNN (в прошлом месяце больше всего ежедневных просмотров было у Fox - 1,2 миллиона, а меньше всего у CNN - 335 тысяч), - однако не намерен поддаваться влиянию краткосрочных проблем.
«Они будут поддерживать канал дольше, чем предприятие, ориентированное только на прибыль, - заявил Абдалла Шлайфер, который долго возглавлял каирское бюро NBC и выступил исполнительным продюсером документального фильма Control Room, посвященного катарскому каналу Al Jazeera. – Они мыслят более длительными отрезками времени».
Ханфар, Шлайфер и другие люди, с которыми мы беседовали в рамках работы над этой статьей, не преминули отметить, что журналистика Al Jazeera – за рубежом, а теперь и в США – не является катарской пропагандой. Ханфар заявил, что, когда он руководил Al Jazeera, единственной задачей канала было создание уникальной журналистики, которой нет в господствующих СМИ. Однако он признал, что на ежегодных встречах с министром финансов Катара, посвященных объемам бюджета телеканала, от него ожидали какой-то отдачи.
«Ни одно государство в мире не является благотворительной организацией, - сказал Ханфар. – Катар много занимается продвижением брендов».
Шлайфер высказался о влиянии телеканала более прямолинейно: «Jazeera прославила Катар, а не наоборот».
То, что верно для отношений Al Jazeera и Катара на международном уровне, верно и для нового телеканала в США. То есть пока он будет, скорее, повышать свой престиж, а не прибыль. В пользу этого свидетельствует высказывание Мухаммеда Нанабхая, с 2009 по 2012 год возглавлявшего англоязычный интернет-ресурс Al Jazeera (также существующий отдельно от Al Jazeera America): «Можно было работать и не волноваться о коммерческой стороне бизнеса, не волноваться о жизнеспособности организации, просто потому что она получала хорошее финансирование».
Что характерно, когда недавно прозвучал вопрос о будущем канала, ответил на него не исполнительный директор, контролирующий финансовые ресурсы, а Кейт О'Брайен – президент и глава редакции канала.
Дата публикации 15 декабря 2013 года.