Вас приветствует программа Defcon 3, в студии Кэтлин Макфарланд. Растущая напряженность между Россией и Западом порождает споры в социальных сетях. Недавно российский вице-премьер Дмитрий Рогозин посмеялся над западными лидерами, такими как президент Обама… в Twitter! Он написал: «Товарищ Барак Обама, что делать тем, у кого нет ни счетов, ни собственности за границей? Или Вы об этом не подумали?» Это новое поле словесной битвы?
Fox News: Российские чиновники перенесли холодную войну в соцсети
ДЖЕФФ БАРДИН, глава отдела разведки в аналитической компании Treadstone 71: Думаю, да. Это, определенно, связано с российским, я бы даже сказал, советским духом.
Они пытаются вести психологическую кампанию на низшем уровне, используя социальные сети, в данном случае Twitter. Это довольно необычно.
Если взглянуть на действия путинской группы, или, как я люблю их называть, нового ГКЧП, они используют Twitter, как баллончик с краской для рисования на стенах. Как многие банды, они хотят «пометить» территорию, которую взяли под свой контроль. Я вижу здесь своего рода «метку» и попытку унизить. Потому что обычно мировые лидеры не ведут себя подобным образом: некоторые их высказывания и словечки были довольно мерзкими, комментарии – унизительными.
Это становится доской объявлений, с помощью которой русские делают предупреждения и бросают вызов. И не думаю, что Путин это понимает. Он не понимает, как работают связи с общественностью.
Позвольте спросить, а кто его аудитория? Он пишет в Twitter, чтобы досадить Бараку Обаме? Повлиять на общественное мнение в Америке? Или же это бахвальство предназначено для России?
ДЖЕФФ БАРДИН: Думаю, и то, и другое, и третье. Он очень примитивно пытается хвастать тем, что сделал, чтобы россияне увидели, насколько он силен. Также он пытается повлиять на чувства людей в США и в мире, он обращается к тому, что влияет на наши объективные рассуждения и, возможно, на наше поведение. И также он стремится навязать противостояние нашему президенту и администрации. Так что здесь все три причины.
Но опять-таки, с точки зрения пиара, это, на мой взгляд, не работает. На низшем уровне это вызывает неприятные чувства, но я бы не сказал, что на это хочется отвечать. Хотя есть способы ответить.
Позвольте зачитать вам еще пару твитов. Вот что Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства, написал канадскому премьер-министру Стивену Харперу:
«Премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил меня в списке… Тоже, небось, ищут мои счета и виллы)) Размечтались».
И вчера, когда Россия объявила о санкциях против некоторых ведущих деятелей ЕС… США, сенатор Джон Маккейн ответил в Twitter:
«Я горжусь тем, что попал под санкции Путина. Я никогда не оставлю своих усилий, направленных на свободу и независимость Украины, в которую входит и Крым».
Следует ли ждать продолжения? Это как фотографии Путина с голым торсом, скачущего на лошади без седла по сибирским пустошам? Новый способ выглядеть как мачо?
ДЖЕФФ БАРДИН: Думаю, это один из их способов. Так они доносят свою мысль через всю интернет-вселенную другой группе людей. Знаете, что поразительно? Они подавляют свободу слова внутри страны, но, как только у них появляется возможность распространять свою собственную пропаганду с помощью таких инструментов, как Twitter, они это делают.
Так что, думаю, мы обязательно увидим продолжение – по мере того, как они продолжат расширять свою сферу влияния. Не думаю, что это конец.
Если бы вы были русским, к примеру, русским студентом, вы могли бы открывать Twitter и читать эти записи?
ДЖЕФФ БАРДИН: Как правило, да. Это можно увидеть.
То есть они не закрыли доступ?
ДЖЕФФ БАРДИН: Они не закрыли доступ полностью. Да.
Думаю, что нам открывается новое поле битвы. Мы привыкли считать типичным, традиционным, общепризнанным полем битвы, например, Центральную Европу. Теперь мы видим, что наряду со старыми появились новые, особенно в социальных сетях.
ДЖЕФФ БАРДИН: Хорошо подмечено. Во времена Второй мировой войны мы, как и наши противники, как и наши союзники, пытались обнаружить вражескую радиочастоту и «прильнуть» к ней: начать работать на той же или очень близкой частоте, чтобы подавить врагов своим вещанием, заглушить то, что они передают.
В Интернете, в социальных сетях, будь то Twitter, Facebook или какой-то другой сайт, можно создавать персонажей или просто учетные записи, которые почти полностью идентичны твоим «мишеням». И своими собственными сообщениями, своими собственными комментариями можно заставить людей поверить, что ты и есть этот человек.
И, по-моему, это – один из способов, с помощью которых наше разведывательное сообщество и другие организации могут противостоять этим сигналам. А американским политикам и членам администрации не придется опускаться до этого уровня.
Ясно. Очень интересно. Большое спасибо, что уделили нам время. О Twitter-войнах между США и Россией мы беседовали с Джеффом Бардином, руководителем отдела разведки в компании Treadstone 71.
Дата выхода в эфир 21 марта 2014 года.