Washington Post Оригинал

WP: «Путиномика» основана на западных страхах

Угроза санкций не пугает Путина, который рассчитывает, что в современном мире экономические интересы преобладают над политическими целями, а возможные издержки России сполна компенсирует долгосрочная выгода от возвращения Крыма. Причем у «путиномики» есть свои основания: как показывает опыт СССР, международные санкции довольно редко давали ожидаемый эффект, отмечает The Washington Post.
WP: «Путиномика» основана на западных страхах
MIKHAIL KLIMENTYEV / RIA-NOVOSTI / AFP

Все происходящее сейчас на Украине – это неблагоприятные последствия глобализации, считает эксперт Фред Бергстен из института Петерсена. При этом президент Путин уверен, что он может обращаться с Украиной абсолютно свободно, не опасаясь никаких пагубных экономических последствий от западных санкций или ухода транснациональных корпораций из России, пишет обозреватель Роберт Сэмюэльсон на страницах американского издания The Washington Post.

По мнению эксперта, такую модель можно условно назвать «путиномикой». В ее основе – мысль о том, что «торговые и инвестиционные партнеры исключительно преданы своим экономическим интересам, а поэтому, несмотря на многочисленные разговоры о суровых санкциях, они не нанесут существенного вреда», отмечает Бергстен. При этом коммерция берет верх над геополитическими интересами, что позволяет Путину придерживаться своего курса в обеих сферах. Поскольку в системе с такими перекосами эффективно применять санкции очень трудно, а зачастую даже невозможно, учитывая экономическую взаимозависимость.
 
Естественно, Россия понесла определенные экономические потери от захвата Крыма и от угроз в адрес Украины, продолжает автор. Отток капитала резко увеличился: инвесторы активно избавляются от российских ценных бумаг, переводят выручку из рублей в доллары и евро и выводят деньги из России. По словам экономиста Любомира Митова из Института международных финансов, только в первом квартале этого года отток капитала из РФ подскочил до новой рекордной отметки в 70 миллиардов долларов. А за год этот показатель может составить до 170 миллиардов долларов.
 
Курс рубля падает, в результате импорт обходится дороже, а инфляция в стране растет. По прогнозам эксперта по России и странам Восточной Европы Андерса Аслунда (тот же институт Петерсена), годовой показатель инфляции достигнет 6,5%. Он предполагает, что нынешний кризис «уничтожит два процента» ВВП страны – то есть, практически весь объем производства, и это будет означать рецессию. Как отмечает консалтинговая фирма IHS, экономический рост в России за прошлый год составил всего 1,3%. А подобная неопределенность и бегство капитала приведут к уменьшению потребительских расходов и инвестиций в бизнес, говорится в статье.
 
Но Путин уверен, что эти экономические проблемы – в основном результат рыночных решений, а не государственных санкций, и всего лишь кратковременные издержки, которые с лихвой покроет долгосрочная выгода от возврата Крыма. По мнению аналитиков, его дальнейшие устремления неясны. Аслунд считает, что «Путин намерен отобрать половину Украины – вопрос только в том, когда это будет». Непонятно также, смогут ли дополнительные санкции как-то этому препятствовать?
 
До сих пор Запад использовал довольно скромные меры, в основном ограничившись заморозкой счетов и введением визовых запретов для некоторых российских официальных лиц. Однако ужесточение санкций очень сильно скажется как на макроэкономике, так и на микроэкономике, считает The Washington Post. Поскольку Россия входит в число ведущих нефтедобывающих держав, вполне логично предположить, что суровые санкции приведут к снижению продаж нефти, которые являются основным источником экспортных и налоговых поступлений в российскую казну.
 
Однако проблема в том, что если объемы нефтяного экспорта из России сократятся – это может взвинтить мировые цены на нефть. В результате неуверенный подъем, который сейчас наблюдается в мировой экономике, окажется под ударом. И это никому не понравится, отмечает автор.
 
На микроэкономическом уровне также ощущается, что крупные фирмы не в восторге от антироссийских санкций. К примеру, Джо Кэзер (исполнительный директор гигантского немецкого концерна Siemens, который продает РЖД высокоскоростные поезда) в конце марта прилетел в Москву для встречи с  Путиным и подчеркнул, что «мы поддерживаем доверительные отношения с российскими компаниями». Рекс Тиллерсон (глава компании ExxonMobil, которая подписала в 2011 году соглашение о совместной добыче с крупнейшей в России нефтяной компанией «Роснефть») также заявил, что «сотрудничество идет нормально».
 
Более того, результаты специального исследования, которое провел институт Петерсена, показывают, что санкции в принципе не гарантируют успеха – в 2/3 случаев их применение на протяжении ХХ века было неудачным. Мировые санкции не привели к краху Кубы, которую возглавляют Кастро, не помешали Северной Корее создать ядерное оружие и не заставили Иран внести существенные изменения в его ядерную программу, несмотря на долгие переговоры, напоминает The Washington Post.
 
И причина в том, что страны, против которых вводят жесткие меры, считают, что другие цели для них перевешивают экономические издержки. Кроме того, для эффективного воздействия международных санкций их должны придерживаться все члены мирового сообщества – однако на практике многие уклоняются от этого. Причем опыт Советского Союза наглядно это подтверждает: когда в 1980 году советская армия вторглась в Афганистан, президент Джимми Картер ограничил им поставки зерна – однако другие поставщики во главе с Аргентиной очень быстро заполнили эту нишу. Позднее администрация Рейгана запретила фирме Caterpillar поставлять в Советский Союз трубоукладчики, но этот бизнес тут же перехватила японская компания Komatsu и другие поставщики.
 
Экономическая война чаще всего обходится дорого обеим сторонам, подчеркивает автор. И Путин рассчитывает в основном на то, что противная сторона не захочет рисковать, поскольку логика будет удерживать ее от ужесточения санкций. Многие ведущие американские бизнесмены считают санкции «игрой, в которой есть только проигравшие». Они уверены, что американские фирмы лишатся контрактов на экспортные поставки и потеряют репутацию надежных поставщиков, но это все равно не поможет Белому дому достичь своих политических целей.
 
Европа, которая имеет более тесные связи с Россией, опасается еще больше, продолжает The Washington Post. Евросоюз также пугают негативные последствия в случае прекращения поставок российского газа, хотя этот газ и обеспечивает лишь порядка 7% от общего объема европейских энергозатрат.
 
Суть «путиномики» как раз и заключается в том, что она использует подобные страхи, заключает автор. Глобальный рынок, который должен по идее сдерживать любые враждебные действия, сейчас теряет значительную часть своей сдерживающей силы. Бергстена как эксперта беспокоит предположение о том, что и Китай может когда-нибудь прибегнуть к военной агрессии для достижения своих целей, руководствуясь теми же предпосылками, что и Россия – что его экономические партнеры не смогут или не захотят наносить ответный удар. И это довольно тревожная мысль, подчеркивается в статье.
 
Фото: MIKHAIL KLIMENTYEV / RIA-NOVOSTI / AFP

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Washington Post США Северная Америка
теги
бизнес евромайдан Евросоюз Запад инфляция Китай Крым Россия санкции Советский Союз США Украина экономика экономический кризис экономический рост экспорт
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров