А вы думали, что в нашем Конгрессе любят повздорить? Эта драка завязалась в украинском парламенте по поводу того, кто виноват в распространении пророссийского движения в различных регионах Украины. Во многом вина за происходящее лежит на администрации Обамы, полагает сенатор Джон Маккейн. Он сейчас со мной на прямой связи из Вашингтона.
Маккейн: На Украине Путина ожидают уличные бои и партизаны
ДЖОН МАККЕЙН, сенатор США от штата Аризона: Спасибо, Нил.
Знаете, вам в Конгрессе тоже следует так делать, когда дела обстоят скверно. Знаете, кидаться друг на друга… Вам известно, с чем все это связано?
ДЖОН МАККЕЙН: Не знаю. Допускаю, что в украинском парламенте есть элементы, которые все еще поддерживают Януковича. Их не удалили. Кроме того, это довольно эмоциональная ситуация.
Как вам известно, их страну расчленяют у них на глазах. Там проходят демонстрации, за которыми стоит Владимир Путин. Все это может привести к тому, что Россия нападет, чтобы – в кавычках – «стабилизировать страну». Между тем, мы даже не даем им оборонительного вооружения.
Нил, они не воевали в Крыму, и, возможно, поступили правильно. Но если Путин вторгнется в восточную или южную часть Украины, они будут сражаться. И мы должны дать им хотя бы что-то для поднятия боевого духа. Они не могут победить русских. Но если они хотят бороться, разве нам не следует дать им что-нибудь, чем они смогли бы сражаться?
Сенатор, давайте предположим, что мы даже дадим им оружие или что-нибудь еще и не примем за чистую монету всех этих появляющихся на Украине российских националистов, которые вдруг заявляют, что они почувствовали симпатию к своей родной стране. Как эти вооружения повлияют на исход событий?
ДЖОН МАККЕЙН: Прежде всего, не думаю, что они могут победить русских, потому что… но, во-первых, они получат моральную поддержку и то, чем можно сражаться. Во-вторых, если Путин нападет на некоторые из этих областей, ему придется столкнуться с уличными боями, с партизанской войной.
Во время Второй мировой войны украинцы доказали, что они отличные партизаны. И ему придется столкнуться с настоящей борьбой. Думаю, все будет зависеть от того, куда он войдет.
Мы сказали: «Послушайте, ваша страна уже расчленена, а теперь есть риск дальнейшего вторжения со стороны России». И первое, о чем они нас попросили: «Дайте нам оружие, чтобы сражаться». А если мы этого не делаем, это как ничто иное воодушевит Владимира Путина. Это позор.
По-вашему, это не больший позор для европейцев с их позицией невмешательства? Ведь они находятся там по соседству, и им требуется энергия и все остальное, что они получают из России и Украины. Это они должны проявить силу воли.
ДЖОН МАККЕЙН: Думаю, это говорилось во времена холодной войны и в течение всего прошлого века. Мы всегда хотим, чтобы европейцы были более волевыми. Но именно США идут впереди, и если мы ничего не делаем, то почему, черт возьми, вы ожидаете, что европейцы что-то сделают? Раз мы ничего не делаем, то почему они должны?
США должны быть во главе, но наш президент сейчас не командует. В Сирии убито 150 тысяч человек, в Ливане – миллион беженцев. И пока мы обсуждаем, как помочь Свободной сирийской армии, о которой, по сути, все забыли, Россия резко увеличивает поставки оружия.
Позвольте задать такой вопрос. Если бы вас избрали президентом и вы бы столкнулись с множеством кризисов… Некоторые говорят, что мы бы с ними не столкнулись... Но если, к пример, Япония и Китай чуть ли не дерутся в Южно-Китайском море, Южная и Северная Корея бряцают оружием, к тому же Сирия, как вы сказали, а еще большая часть России и вся Восточная Европа, скажем так, взрываются… Вы не можете заниматься всеми этими проблемами одновременно, не так ли?
ДЖОН МАККЕЙН: Думаю, все зависит от конкретной ситуации. Но все начинается с трех слов, которые произнес старина Рональд Рейган: «Мир благодаря силе».
Когда вы проявляете силу и жесткость… Как сказала Маргарет Тэтчер, Рональд Рейган победил в «холодной войне» без единого выстрела. Все потому, что он был непреклонным и сильным. И мы твердо придерживались «красных черт». Не было такого, чтобы мы проводили «красную черту», а потом отступали от нее. Мы не говорили всем странам мира: «Не рассчитывайте на Соединенные Штаты Америки!».
Такие вещи не происходят случайно. Это вам не торнадо, ураганы и землетрясения. Когда ваши противники в суровом и опасном мире думают, что вы слабы, они этим пользуются.
И вы говорите, что так происходит сейчас: страна за страной…
ДЖОН МАККЕЙН: Совершенно верно. Например, Сирия. После того как русские вторглись в Афганистан, мы дали афганцам оружие, огромное количество оружия, и они смогли вышвырнуть русских. Так?
Если бы мы предоставили много оружия и помощи Свободной сирийской армии, Башара Асада уже давным-давно не было бы. Если бы мы не вывели все, что у нас было, из Ирака, как того хотел президент, иракско-сирийская граница не была бы базой и убежищем «Аль-Каиды».
И весь мир делает вывод, мой друг. И вывод этот звучит так: «Америка слаба, Америка выводит войска, Америка не будет вмешиваться».
В вашей собственной партии, сэр, многие сейчас говорят: «Не вмешивайтесь во все это».
ДЖОН МАККЕЙН: Да.
Что вы на это скажете?
ДЖОН МАККЕЙН: Да, есть и такие. Это старая изоляционистская тенденция, которая присутствует в Республиканской партии уже лет двести. По крайней мере, с времен, предшествовавших Первой мировой войне. И, конечно, она была сильна в преддверии Второй мировой.
Я понимаю усталость от войн. Но я не говорю о том, чтобы отправлять туда наших солдат. И никто не говорит. Но послушайте, в 1930-е годы мы узнали, что, если агрессию не сдерживать, рано или поздно она окажется у твоих границ. Я не говорю, что будет Третья мировая. Я говорю, что будут дальнейшие беспорядки, агрессия и удары по американской национальной безопасности, если мы продолжим демонстрировать слабость и самоустранение.
С нами был сенатор Джон Маккейн. Спасибо, сэр.
ДЖОН МАККЕЙН: Вам спасибо.
Дата выхода в эфир 08 апреля 2014 года.