Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов назвал «истерией» домыслы телеведущей CNN о том, что Россия собирается аннексировать какие-либо украинские регионы. Напротив, он заявил, что Москва крайне заинтересована в снижении напряженности на востоке Украины и надеется на прорыв на женевских переговорах.
По Краматорску, который находится на Восточной Украине, проехала колонна бронетранспортеров под российскими флагами. По сообщениям министерства обороны Украины, шесть боевых машин перешли в руки боевиков*. Также на востоке страны были взяты в заложники два украинских солдата и один офицер.
В Славянске также развернулось напряженное противостояние. Украинские войска собрались на окраине города и попытались подавить беспорядки, но группа местных жителей помешала им войти в город.
У западной границы Украины непризнанная республика Приднестровье обратилась к Москве с просьбой признать ее независимость. В то же время президент Молдавии предостерег Россию от этого шага и от присоединения региона.
Запад обвиняет Москву в провоцировании всего этого кризиса. Президент России Владимир Путин заявил, что эскалация конфликта, цитирую, «ставит страну, по сути, на грань гражданской войны».
В преддверии четырехсторонних переговоров между Россией, Украиной, ЕС и США, которые должны начаться завтра, разгораются горячие споры.
Однако постоянный представитель России при Евросоюзе заявил, что Москва не собирается ничего аннексировать. Он сказал мне об этом во время обсуждения данного кризиса. На данный момент он находится в Брюсселе.
Господин Чижов, добро пожаловать на передачу! Позвольте мне задать вам вопрос: что, по-вашему, происходит на Восточной Украине?
Национальная гвардия Украины отправила бронетранспортеры, чтобы нормализовать обстановку, а теперь на них развеваются российские флаги. У нас есть кадры, на которых видно, как русскоговорящие боевики* окружают бойцов Национальной гвардии* Украины и указывают, что им делать.
Так что же происходит в этом крайне опасном регионе Восточной Украины?
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ, посол России при ЕС: Конечно, я, возможно, не знаю всех последних подробностей, но, насколько мне известно, так называемое правительство Киева отдало преступный приказ начать антитеррористическую операцию, что полностью противоречит Конституции Украины. Не было введено ни чрезвычайного, ни военного положения.
Эта так называемая антитеррористическая операция в восточной части страны, можно сказать, сорвалась, потому что некоторые подразделения украинской армии, участвовавшие в операции, предпочли перейти на сторону народа. Вот почему они поместили российские флаги на бронетранспортеры и отказались исполнять этот приказ.
Позвольте мне развить вашу мысль. Вы использовали в своей речи множество слов, с которыми многие бы, конечно, не согласились: преступное правительство и так далее. Но вот что интересно: вы заявляете, что эти люди на Восточной Украине, возможно, перешли на другую сторону.
Очевидно, что Россию обвиняют в разжигании конфликтов на востоке Украины. Я знаю, что вы отрицаете это, но почему вы не пытаетесь снизить напряжение в регионе? Почему мы видим, как пророссийские сепаратисты захватывают здания, ведь это нарушение закона? Почему они это делают? Почему вы их не останавливаете?
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ: Я полагаю, они поступают так от отчаяния. Потому что те, кто захватил власть в Киеве, не прислушиваются к требованиям и просьбам жителей востока страны. Эти люди считают, что украинское правительство не представляет их взгляды и интересы. Так что, у них не было другого выбора.
Что касается моей страны. Конечно, подобное развитие ситуации не в интересах России. Мы чрезвычайно заинтересованы в снижении напряженности. Именно поэтому завтра министр иностранных дел Лавров будет участвовать в четырехсторонней встрече в Женеве. Мы надеемся, что эта встреча даст толчок политическому решению нынешнего украинского кризиса. Он может быть решен только мирными средствами, без применения силы.
Позвольте мне задать вопрос о переговорах. Какое решение, принятое в ходе данных переговоров, которые пройдут очень скоро, будет приемлемым для России?
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ: Приемлемое политическое решение уже было обозначено, но не Россией, а самими украинцами. Это произошло в феврале в присутствии министров иностранных дел трех стран ЕС. Это план действий, обозначенный в соглашении от 21 февраля, который предусматривает конституционные реформы, за которыми последуют выборы.
По моему глубокому убеждению, текущая конституционная структура Украины, как единого государства, никогда не отражала разнообразие различных регионов Украины. Она просто не работает. Необходимо разработать новую систему. И мы, разумеется, надеемся, что завтрашняя встреча станет толчком для начала настоящего политического диалога внутри Украины.
Теперь позвольте мне вернуться к ряду обвинений, которые вы выдвинули в вашем последнем ответе. Временные украинские власти, на самом деле, обратились к русскоговорящему населению на востоке страны. Они говорили о референдуме, говорили о предоставлении большей автономии. Они заявляли, что русский станет государственным языком.
И огромное число людей, в том числе украинцев по всей стране, заявляют, что они не чувствуют никакой угрозы для себя.
Я бы хотела показать вам отрывок из интервью, которое я вчера взяла у помощника генерального секретаря ООН по правам человека в связи с так называемыми голословными утверждениями о том, что русскоговорящие жители востока Украины чувствуют себя под угрозой.
Послушайте, а потом ответьте.
ИВАН ШИМОНОВИЧ, помощник генерального секретаря ООН по правам человека: Были случаи притеснений, однако они не имели широких масштабов и не носили систематического характера. Мы также выяснили, что те случаи были раздуты пропагандой. И такую пропаганду использовали для того, чтобы распространять чувство страха и незащищенности.
Господин постпред, Россия очень почтительно относится к Организации Объединенных Наций. А это официальный отчет ООН. Почему же вы не верите тому, что он говорит?
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ: Я верю той части, в которой он признает случаи запугивания, устрашения и тому подобного. Насколько это распространено – можно только догадываться. Однако я бы определенно не стал утверждать, что власти в Киеве ничего не сделали. Да, под давлением моей страны и вашей страны, а также европейских государств, они предприняли ряд шагов. И в прошлую пятницу господин Яценюк даже летал в Донецк и сделал несколько заявлений.
Однако вышло так, что на следующий же день Турчинов, самопровозглашенный исполняющий обязанности президента, начал антитеррористическую операцию. Говорит ли это о расколе внутри киевского правительства или нет, еще предстоит узнать.
Странная ситуация. Что-то наподобие комнаты кривых зеркал. С одной стороны, Россия жалуется на хаос и анархию на востоке Украины. С другой стороны, она критикует временное правительство за попытки Украины урегулировать ситуацию.
Однако я хочу, что вы ответили на следующее. Недавно был проведен опрос. Его проводили во всех частях Украины после референдума в Крыму. И вот что говорит украинский народ: большинство русскоговорящих граждан на Украине не чувствуют для себя никакой угрозы; к тому же, большинство поддерживает более тесные связи с Европой.
Как это повлияет на Москву? Что на это скажет Москва, особенно с учетом этих переговоров. Уже завтра начнется обсуждение будущего Украины, и, возможно, оно будет обсуждаться и дальше.
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ: Во-первых, нельзя подавлять народные протесты, посылая войска и объявляя антитеррористическую операцию. Во-вторых, Россия, конечно же, не против хороших отношений между Украиной и Европейским союзом. Это совершенно нормально, и у них есть на это полное право.
Однако на данный момент проблема Украины заключается в том, чтобы найти выход из этого политического кризиса. И я считаю, что помочь украинцам найти этот выход - это общий долг России, Европы и США.
Конечно же, все надеются на то, что будет найдено политическое решение этой проблемы. Позвольте спросить вас как представителя российского правительства в Европе, где у вас есть доступ к значительно большему количеству независимых СМИ, нежели у жителей вашей страны и Крыма, которые постоянно сидят на «диете» из русской пропаганды. Мне неприятно это говорить, но такова реальность.
Считаете ли вы, что у России есть какие-либо намерения аннексировать, пересекать границу, вторгаться или каким-либо другим образом получить контроль над другими регионами Украины? В частности, над регионами Восточной Украиной.
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ: Я не согласен с вами насчет степени объективности западных СМИ касательно этого вопроса. Но позвольте дать вам прямой ответ. И этот ответ – нет. У России нет никаких планов по военному вмешательству, никаких намерений вторгаться куда-либо – ни на Украину, ни в какую-либо другую страну – или же что-либо аннексировать.
Да, это очень четкий и ясный ответ, господин постоянный представитель. Позвольте быстро задать вам последний вопрос по этой теме. В Приднестровье слышны призывы к России о помощи. Президент Молдавии предостерег Россию от аннексии какой-либо части этой территории. Вы также утверждаете, что Россия и с этим регионом не станет ничего делать?
ВЛАДИМИР ЧИЖОВ: Опять-таки, истерия становится заразной. У России нет никаких намерений аннексировать Приднестровье или какой-либо другой регион в каком-либо другом месте земного шара.
На этом моменте позвольте попрощаться с вами, господин Чижов, Спасибо, что вышли с нами на связь из Брюсселя.
Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 17 апреля 2014 года.
* Так сказано в оригинале (прим. RT).