Страна казаков, свободных вооруженных людей - таким будущее Украины видит Дмитрий Ярош. В интервью Der Spiegel лидер радикальной группировки «Правый сектор» заявил о необходимости вооружить все население страны: только так, по его мнению, Украина сможет защититься от России.
На Майдане ему аплодировали больше, чем Юлии Тимошенко: 42-летнему Дмитрию Ярошу, основателю и командиру националистической гвардии «Правый сектор». Военизированное формирование – это крупная неизвестная величина в борьбе за будущее Украины, новая сила. На Майдане бойцы «Правого сектора» охраняли баррикады, в феврале «коктейлями Молотова» и нападениями они способствовали нарастанию напряженности, что более чем сотне людей стоило жизни, а Виктору Януковичу – президентства.
Это принесло «Правому сектору» симпатии умеренных украинцев. Многие устали от олигархов и киевской политической элиты. Ярош требует радикальных мер: таких как «дерусификация» Украины, для регионов которой характерно сильное русское влияние. Правые лозунги Яроша подпитывают кремлевскую пропаганду: Москва называет революцию на Майдане «военным путчем фашистских сил».
Российский МИД обвиняет «Правый сектор» в нарушении пасхального перемирия на Восточной Украине в ночь на воскресенье: во время перестрелки были убиты и мирные граждане. «Правый сектор» отрицает свою причастность.
До недавнего времени бойцы «Правого сектора» еще патрулировали центр Киева. В отеле «Днепр», штаб-квартире движения, они с гордостью носили пистолеты. «У нас больше нет оружия», - уверяет теперь командир Ярош. По его словам, «вооруженный фланг» сейчас легализован в составе новой национальной гвардии «территориальной обороны» Украины.
Ярош сменил зеленое обмундирование Майдана на костюм с галстуком. 25 мая он будет участвовать в выборах президента.
В интервью Spiegel online Дмитрий Ярош говорит о своих шансах на выборах, об обвинениях в антисемитизме и своей ненависти к олигархам.
SPIEGEL ONLINE: Господин Ярош, вы основатель военизированного формирования «Правый сектор». Что для вас является стимулом?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Я украинский националист. Моя цель – сильное государство. Украина больше никогда не должна быть геополитическим мячом. При Викторе Януковиче страной правил абсолютно коррумпированный режим. Это, конечно, относится и к периоду до Януковича. Мы выступаем за то, чтобы это изменить. Но военизированными я бы нас не назвал. Наша революция завершится лишь тогда, когда мы полностью обновим государство. Пока что олигархическая коррумпированная система только ослаблена, но не разрушена.
SPIEGEL ONLINE: Вы кандидат в президенты. Как вы можете быть главой целого государства, когда миллионы граждан, в отличие от вас, видят в Ленине не угнетателя, а часть собственного прошлого?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Мы не ищем врагов. 40 процентов членов «Правого сектора» сами не говорят по-украински, никаких проблем! В повседневной жизни это не имеет никакого значения. Кто хочет говорить по-русски, может и дальше это делать. Если кто-то хочет говорить на иврите, может свободно говорить на иврите. Национальное самосознание растет и на востоке. Иначе зачем Москве прибегать к агентам и наемным провокаторам, чтобы вызвать беспорядки? Даже в Донецке они мобилизовали всего лишь пару тысяч человек.
SPIEGEL ONLINE: Но по данным опросов, за вас готовы голосовать менее двух процентов украинцев.
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Бен-Гурион сказал: «Кто не верит в чудо, тот плохой реалист». За прошедшие месяцы мы уже совершили чудо на Майдане и свергли Януковича. Почему это и дальше не должно удаваться?
SPIEGEL ONLINE: Что вы собираетесь сделать как президент?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Понизить налоги – это пойдет на пользу среднему классу и иностранным инвесторам. Мы должны навести порядок в юстиции. Министерство внутренних дел – это по факту террористическая организация.
Многие украинцы ненавидят милицию. Милиционеры вымогают у граждан взятки. Есть случаи, когда следователи наркоконтроля сами торгуют наркотиками в крупных масштабах. После победы на Майдане активисты «Правого сектора» пытаются сами стать силой правопорядка. Они преследуют патрульных милиционеров и прокуроров. Новый министр внутренних дел Арсен Аваков, сподвижник Юлии Тимошенко, приказал формированию разоружиться, но не смог это осуществить.
SPIEGEL ONLINE: Почему вы выступаете за либеральные законы о ношении оружия?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Каждый украинец должен иметь право носить огнестрельное оружие. Мы нация казаков. Казак – это свободный вооруженный человек. Только так мы сможем защититься от произвола государственной власти и России. Путин может с легкостью разбить нашу армию, но вооруженный народ он никогда не одолеет.
SPIEGEL ONLINE: Вы опасаетесь российского вторжения?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Мы к нему готовимся. Наши батальоны вошли в новую «территориальную оборону». Мы тесно контактируем с разведкой, с Генштабом. На самом деле у нас со всеми хорошие отношения, кроме милиции. Вся информация, которую мы получаем, свидетельствует о нарастании напряженности. Россия готовит удары по Харькову, Луганску, Сумам, Донецку - конечно, с Крыма.
Несколько недель назад Россия собрала войска на границе с Украиной. НАТО оценивает ее силы в 40 тысяч человек. Москва долго отрицала передвижения войск, а потом все же призналась в этом. НАТО опасается, что эти войска опрокинут украинскую армию за три-пять дней и займут пол-Украины. Но несмотря на все неприятие России, Ярош критически высказывается и в отношении тесного сближения с Европой.
SPIEGEL ONLINE: Вы бичуете «либеральный тоталитаризм» Евросоюза. Что вы имеете в виду?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Украина – европейская страна, и мы хотим соглашения об ассоциации. Но мы так долго боролись за свой суверенитет, мы не хотим сразу отдать его в руки брюссельской бюрократии, которая хочет навязать нам другой образ жизни. Меня беспокоит антихристианская направленность ЕС. Мы против уничтожения традиционной семьи, против однополых браков. Во Франции против этого протестовали сотни тысяч человек, но их голоса не были услышаны. СМИ контролируются либеральными группами, которые всем навязывают свое мнение. Это в своем роде тоталитаризм.
В своей брошюре «Нация и революция» Ярош предстает противником парламентской демократии. «Парламентские партии, блоки и фракции» в украинском парламенте являются, по его словам, лишь «сегментами режима внутренней оккупации». Слово в слово с русскими националистами Ярош громит «денационализацию, гомосексуализм и наркоманию». Для его мировосприятия характерен тоталитарный этнонационализм. Он требует «распространять националистическую идеологию на всей территории нашего государства», включая русскоговорящий восток. Цель – утвердить «ведущую роль коренного народа в стране».
SPIEGEL ONLINE: В своей книге вы удивляетесь, «почему большинство миллиардеров на Украине - евреи». Вы антисемит?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Если евреи зарабатывают здесь деньги, я не против. Только они должны это делать по-честному и не распространять в своих СМИ антиукраинские взгляды. Многие миллиардеры – независимо от их этнической принадлежности – не служат украинскому народу.
SPIEGEL ONLINE: Не одна только московская пропаганда считает «Правый сектор» фашистами. Ваш образец – Гитлер?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Он пролил немало крови моего народа, я не могу найти в нем ничего положительного. Немецкий национализм – враг украинских националистов.
SPIEGEL ONLINE: Кто, на ваш взгляд, представляет собой наибольшую опасность для революции: Путин или Тимошенко как представительница старой элиты, против которой вы боретесь?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Хороший вопрос! На данный момент, конечно, Путин. Его войска готовят вторжение. Тимошенко – особый политик со своей историей. Посмотрим, как она себя поведет: останется ли она частью старой системы? Или она сделала выводы и изменилась? Хочет ли она помочь с уничтожением олигархической политической системы?
SPIEGEL ONLINE: На Майдане погибло более сотни человек. Не слишком ли высока цена за то, чтобы всего лишь прогнать Януковича за год до выборов?
ДМИТРИЙ ЯРОШ: Смерть каждого человека – это трагедия. Если бы Янукович остался у власти, свободных выборов не было бы. Мы дорого заплатили за свободу. Но мы должны были заплатить эту цену. И если наш следующий президент совершит те же ошибки, что и старый, мы снова будем готовы ее заплатить.
Интервью взял Бенджамин Биддер.
Дата публикации 24 апреля 2014 года.
Фото YURY KIRNICHNY / AFP.