У сторонников России просто не получится провести референдум, на результаты которого можно будет положиться, пишет шведское издание Svenska Dagbladet. Путин, вероятно, тоже не хочет рисковать, поддерживая такое спорное предприятие. Скорее всего, он просто хочет такой степени децентрализации Украины, при которой он легко сможет блокировать решения Киева.
Намерение активистов Восточной Украины провести в воскресенье народный референдум, несмотря на призывы президента Путина его перенести, непоколебимо. Неизвестно, действительно ли «дали трещину» отношения между Россией и сторонниками федерализма на Украине, пишет шведская газета Svenska Dagbladet, но цель российского президента не ясна.
Если пророссийские силы на Украине действительно больше не прислушиваются к Москве и настаивают на референдуме вопреки всему, то Путин мог решить, что для него выгоднее дистанцироваться от них, пишет Svenska Dagbladet.
Тогда как сам Путин высказался в пользу президентских выборов 25 мая, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что они будут лишены смысла, пока продолжается военная операция Киева. Таким образом, по мнению издания, Москва обеспечивает себе место для маневра и повод не одобрить любое из возможных будущих правительств на Украине.
Что же касается самого референдума, подчеркивает автор статьи, он не только невозможен с законодательной точки зрения, но и по существу «нелепая идея».
«Недостаточно заявлять, что напечатано три миллиона бюллетеней, или настаивать, что все жители Восточной Украины должны получить шанс высказать свое отвращение к "фашистскому правительству" в Киеве. Для проведения такого мероприятия на серьезном уровне необходимо время, подготовка, строгие списки избирателей и местные власти, полномочия которых никто не мог бы оспорить», - пишет шведское издание.
Даже если активисты Донбасса и хотели бы сфальсифицировать результаты народного голосования, такое трудно будет осуществить, учитывая, что контролируют они, по сути, только Славянск. В любом случае, отмечает автор, это итоги голосования не будут достоверными, и Путин, наверняка, видит риск в том, чтобы их заранее одобрять.
Даже в Крыму, согласно исследованиям кремлевского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, только от 15 до 30 процентов крымчан проголосовали за вступление в состав Российской Федерации, пишет Svenska Dagbladet. Большинство же украинских граждан, в том числе и на востоке, где нет никакого русского большинства, выступают за сохранение единой Украины.
Поэтому попытки сторонников федерализации захватить власть в Одессе и Харькове провалились. Да и Путин вряд ли сам хочет оккупации украинских территорий – при теперешнем настроение в украинском обществе это было бы просто кошмаром, отмечает автор. План Путина, вероятно, состоит в другом. Нестабильная Украина со слабым центральным правительством не сможет решить свои экономические проблемы, искоренить коррупцию, построить правовое государство – или приблизиться к ЕС или НАТО, заключает шведское издание.
Что бы не значил призыв Путина отложить референдум, он также требует от киевского временного правительства включить представителей восточноукраинских активистов в процесс урегулирования кризиса. Таким образом Путин надеется получить федеральную Украину, где российское влияние на востоке «будет на практике означать право вето против решений Киева», подчеркивает Svenska Dagbladet.
Несмотря на то, пишет автор, что многие заявление Путина в течение украинского кризиса расходились с действительностью и потому ему трудно поверить и на этот раз, есть вероятность, что он остановится на достигнутом. Ведь жить «по соседству с хаосом» и подвергать стагнирующую российскую экономику санкциям Запада – это сомнительная выгода.
Фото: GENYA SAVILOV / AFP