Латвийский сейм принял норму, согласно которой за отрицание «советской оккупации» страны можно получить до 5 лет тюрьмы. Оппозиция считает, что эта поправка в уголовный кодекс «не имеет ничего общего с юриспруденцией» и нарушает свободу слова, передает ПБК.
По этим поправкам в парламенте, как всегда, разгорелись острые дебаты. Больше всего их критиковала оппозиция. По мнению ЦС, наш уголовный закон теперь предусматривает тюрьму за выражение личного мнения. Они предрекали, что Латвии придется выплачивать компенсации осужденным.
Кроме того, норма, по мнению оппозиционеров, является вопиющим нарушением свободы слова, противоречит Конституции и не будет работать на практике, так как имеет очень широкие границы интерпретации.
ВАЛЕРИЙ АГЕШИН, зам. председателя фракции в сейме («Центр согласия»): Эта норма не имеет ничего с юриспруденцией, она политизирована, и, думаю, что правоохранительные органы в применении этой нормы зайдут в тупик. Если же все-таки данная норма будет применена и кто-то за свои взгляды, убеждения, неосторожно высказанную мысль лишится свободы, то совершенно определенно он одержит победу в Европейском суде по правам человека. И возникает вопрос: кто за это все будет платить? Сильно сомневаюсь, что эти компенсации будет выплачивать закоперщик данного законопроекта – господин Юдин.
Из-за трудностей восприятия непонятное слово «тривиализация» депутаты заменили на «уничижительное отношение». Кроме пяти лет лишения свободы за прославление оккупации предусмотрены и более мягкие меры – штрафы и принудительные работы.
Но депутат Юдин предупредил, что впредь от наказаний за подобные преступления не спасет даже депутатский иммунитет. Убедить в своей правоте представителю «Единства» удалось и полицию безопасности. Ранее силовики также выступали с критикой этих поправок.
АНДРЕЙ ЮДИН, депутат сейма, член юридической комиссии («Единство»): Я наблюдал, как менялась точка зрения полиции безопасности. Сначала, когда мы дискутировали, было такое, ну скажем, более скептичное, - ну то есть, когда мы говорили о 83-й статье «прим».
Но последний документ - я вижу, действительно, они анализировали документ, они анализировали практику и в последнем документе, который мы сами получили из полиции безопасности, - они указывают, что они понимают, что данные действия подпадают под статью 74 «прим». И я понимаю – ну, если они понимают, что это за статья, они готовы ее применять.
В дискуссиях участвовали и представители других партий коалиции. Свобода слова, по их мнению, не является абсолютной. И если человек прославляет геноцид или оккупационный режим, то его права можно ограничить.
КАРЛИС СЕРЖАНТС, депутат сейма (СЭК): С точки зрения оппозиции, выходит, что благодаря этим пунктам в тюрьмах будут сидеть сотни людей, которых злая полиция безопасности схватит на митингах, посвященных 9 Мая. Но я могу сказать, что такого у нас не будет. Мы все понимаем, что эти нормы в первую очередь направлены против высказываний, подобных высказываниям Рубекса.
ИМАНТС ПАРАДНИЕКС, депутат сейма (VL-TB/LNNK): Начиная с Рубекса, который усомнился в том, что люди, которые были высланы в Сибирь, были невиновны, мы знаем еще много случаев. Я думаю, что таким, как он, не место не только в Европарламенте – им вообще следует держаться подальше от Латвийской республики. А наши оппоненты могут поехать в Россию и поучить там своего друга Путина.
Юридически неправильным, с точки зрения оппозиции, является также принятое сегодня сеймом уравнивание советского и нацистского режимов. За поправки к уголовному закону проголосовали 56 депутатов – «Единство», Партия Реформ, Нацобъединение, СЗК и независимые парламентарии. Против – 22 представителя ЦС. Часть депутатов в голосовании не участвовала.
Валерия Смирнова, Айнарс Крайклис, Первый Балтийский канал.
Дата выхода в эфир 15 мая 2014 года.