Есть выборы, которые дестабилизируют демократию, а есть - которые ее укрепляют. В Европе 25 мая произошло одновременно и то, и другое. На Брюссель обрушилось политическое цунами из Франции, Великобритании, Дании и Австрии. А на Украине после полугода восстаний и хаоса на президентских выборах показался первый признак стабильности. Пока на Западе тучи сгущаются, над Киевом забрезжил рассвет, пишет журналистка французской газеты Le Monde Сильви Кауфманн.
Le Monde: Пока над Европой сгущаются тучи, над Киевом забрезжил рассвет
Однако хотя бы у одного европейца в этот день была улыбка на лице. И он находился в это время на Украине. Это был посол ЕС в Киеве Ян Томбинский. Во время проевропейской революции на Майдане польский дипломат был одним из первых европейских чиновников, посетивших Киев. И вчера он улыбался, потому что для него эти президентские выборы были успехом. Не столько из-за результата, сколько из-за того простого факта, что они состоялись, объясняет автор статьи.
Несмотря на непрекращающиеся бои на востоке страны, на закрытые по принуждению участки для голосования и пустые улицы в Донецке, четыре пятых украинских избирателей смогли использовать свое право голоса. Даже несмотря на то, что в выборах не приняли участие 5 миллионов человек, результаты голосования опровергли одну из любимых тем российской пропаганды: лишь 2,2% поддержали «фашистов» и «неонацистов». Это в 10 раз меньше, чем получили крайние правые в некоторых странах Евросоюза, отмечает французская журналистка.
И Украина, и Европа понимали, что Россия хотела аннулировать и признать недействительными выборы на Украине, чтобы оспорить законность власти, появившейся после революции на Майдане. Две недели назад Владимир Путин начал идти на попятную и пообещал уважать итоги выборов на Украине, о которых еще месяц назад он и слышать не хотел, пишет Сильви Кауфманн.
Для Петра Порошенко результаты голосования в Европе могут оказаться плохой новостью. Ведь сейчас ему необходима Европа, как никогда ранее. Он уже заявлял о двух своих главных целях: закончить войну и поставить Украину на путь евроинтеграции.
Миллиардер не упоминал о возможной поездке в Москву, но признал, что нынешние отношения Киева с Россией наихудшие за последние 200 лет.
Будущему президенту Порошенко придется искать баланс между Брюсселем и Москвой. Украина в 2014 году вовсе не та, какой была в 2005 после «оранжевой революции». Тогда она быстро пришла в себя. Но восстание 2014 года еще не закончилось.
Для Киева и Москвы начинается новая страница истории. Петр Порошенко остается под пристальным наблюдением активистов Майдана, готовых все изменить в любой момент. Если он, как и его предшественники, попадет в старые ловушки олигархов или поддастся на интриги Москвы, то вновь возле ЕС воцарится хаос, приходит к выводу французская журналистка.
Фото AFP PHOTO/ SERGEI SUPINSKY