Россия усиливает свое влияние по всем направлениям: на Ближнем Востоке, в Китае. А теперь, судя по выборам в Европарламент, - и в Европе. Британский журналист Джордж Вайденфельд предупреждает на страницах Die Welt, что в таких условиях Западу лучше не идти на конфронтацию с Россией, а попытаться договориться.
Главным победителем выборов в Европарламент стал Владимир Путин, пишет британский обозреватель лорд Вайденфельд в немецкой Die Welt. «Куда ни посмотришь, - добавляет он, - везде в мире Россия усилила свое влияние».
То, что в Великобритании и Франции выборы в Европарламент выиграли правые, означает «отход от европейской идеи». Такой кризис уверенности в своих силах на руку Владимиру Путину, который теперь сможет увереннее укреплять российские позиции в Восточной Европе. Ранее Путин обеспечил отказ Сирии от химического оружия, что, пишет Вайденфельд, способствует победе Асада. В иранском вопросе, по выражению автора, Путин «сыграл вестника мира» и ослабил действие экономических санкций.
Санкции Запада против России и его угрозы расторгнуть нефтегазовые договоры особых результатов не принесли. 290-миллиардный газовый контракт с Китаем Вайденфельд называет по-настоящему удачным ходом, который затмил даже азиатское турне Барака Обамы. Обеспечив России огромный рынок на десятилетия вперед, Путин может более свободно вести переговоры с Западом.
При этом автор статьи убежден, что Запад и Россия все еще могут восстановить «честные мирные отношения», «несмотря на усталость от войны на Западе и воинственные жесты Кремля». Для этого, по его мнению, сторонам достаточно «выложить карты на стол» и открыто обсудить как истинные интересы России, так и опасения стран Восточной Европы и Прибалтики. Подобные переговоры, считает Вайденфельд, могли бы состояться в Берлине, подобно Берлинскому конгрессу.
Комментарии читателей на сайте Die Welt:
Inana: Радует, что наконец-то появилась статья, которая намекает на здравый смысл и отражает сложность проблемы. Необходимо найти баланс между законными интересами русских и беспокойством восточных европейцев, а способствовать этому могут лишь дипломатические решения.
SvenPlögener: Я считаю, это совершенно ненормально – называть в СМИ «победителем» «политика», который настолько презирает людей и демократию. Он, как и его народ и все остальные непричастные, только проиграли. И господин Эрдоган совсем не заслужил того раболепного уважения, с которым к нему относится Германия. Многие уже стали это перенимать. Попирание прав человека, угрожающие жесты, единоличные выступления… все это ведет нас напрямую в каменный век. Бунга-бунга, неудивительно, что никто больше не идет голосовать и коррупция растет.
Langweiler: Если попытка «Запада» приблизить границы НАТО к российским и заполучить Севастополь считается мирной политикой, то у автора явно зашоренный взгляд.
Все более авторитарное и воинственное позерство Путина не обязательно должно вызывать симпатии. Но ЕС и США со своей украинской политикой заставили его действовать, так что они теперь не имеют права жаловаться на последствия. США в подобной ситуации поступили бы так же, пусть и более стильно.
Cole-Balthazar: Когда страна с наихудшим влиянием на мир становится более влиятельной, это плохая новость. Но связано это не с новой силой России, а исключительно со слабостью президента США и со слабостью немецкой и европейской внешней политики!
Фото YURI KADOBNOV / AFP POOL / AFP.