После того как корабли советской разработки окончательно заржавеют, Россия лишится последних остатков былой военно-морской мощи. И будет вынуждена идти на поклон к иностранным корабелам, пишет французский подводник Жиль Корлобе в издании Le portail des sous-marins.
Российский флот озадачил британские ВМС, когда в мае этого года в водах Ла-Манша появился авианосец «Адмирал Кузнецов» в сопровождении 6 кораблей. «Настолько мощные российские силы в последнее время никогда не проходили по Ла-Маншу», - обеспокоен капитан британского судна Ред Кокс. Но, по мнению главного редактора французского издания Le portail des sous-marins Жиля Корлобе, опасаться здесь нечего: «Российские корабли старые и малонадежные».
Корлобе, сам бывший подводник, называет Россию «стареющим морским гигантом в окружении гораздо более энергичных соперников». По его словам, весь свой нынешний военно-морской флот Россия получила еще в советские времена. Тогда, в конце 70-х и в 80-х, и начали строительство 3 первых российских авианосцев, в том числе «Адмирала Кузнецова». На вооружении США к тому времени стояло уже 15 гораздо больших по мощности авианосцев, напоминает автор статьи. Но из-за распада Советского Союза у Москвы хватило денег, чтобы выкупить только одного «Кузнецова».
«Адмирал Кузнецов» был последним крупным кораблем, который создали в России, пишет Корлобе. За 23 года, после того как его приняли на вооружение, Россия строила лишь подлодки, небольшие фрегаты и эсминцы. Но основная часть советского флота, по выражению автора, - «реликты советской эпохи». Если сравнить их с американскими, европейскими и даже китайскими кораблями, то российские выглядят устаревшими, постоянно требуют ремонта и во многом неудобны для экипажа, утверждает главный редактор Le portail des sous-marins.
Так и «Адмирал Кузнецов», по его словам, вечно ломается, как только покидает свой порт, так что за ним всегда ходит буксир. А в 2009 году в пожаре, спровоцированном коротким замыканием на его борту, даже погиб один человек.
«Адмиралу Кузнецову» осталось недолго, утверждает Корлобе, а когда ему придет конец, заменить единственный авианосец России будет нечем. Дело в том, что верфь, на которой строили все советские авианосцы, находится на Украине – совсем недалеко от Крыма – но заполучить ее себе Москва так и не смогла. К тому же, именно Украина поставляет многочисленное оборудование для российского флота, в том числе двигатели и редукторы. Учитывая напряженность в отношениях двух стран, напоминает автор, Киев решил приостановить всякую торговлю вооружениями с Москвой.
Россия пыталась оживить свое судостроение. Но конфликт вокруг ремонта малого авианосца «Викрамадитья» показал, что Россия не в состоянии даже привести в надлежащее состояние уже готовый авианосец, тем более создать и построить новый, пишет автор. Москва и сама это понимает, поэтому в 2011 году в Кремле решили заключить с Францией контракт не просто на покупку «Мистралей», но и на передачу технологий их строительства. В создании этих кораблей должны были участвовать и российские верфи. Но даже этого у них не получилось, пишет Корлобе, и в 2013 году Москва передала основные работы в руки Франции.
Российские военные корабли в последнее время все реже встретишь в международных водах, пишет основатель Le portail des sous-marins. А из-за этого снижается не только ее способность выиграть войну на воде или под водой, но и в целом влияние Москвы в мире, подытоживает Жиль Корлобе.
Фото Yiannis Kourtoglou / AFP