Президент Обама сознательно провоцирует Россию, полагает специалист по России Стивен Коэн. В эфире CNN он напоминает, что уже констатировал наступление новой холодной войны. Из-за того что Вашингтон напрямую поддерживает украинское Министерство обороны, гражданская война на Украине перерастает в настоящую войну между Россией и США, подчеркивает он.
А сейчас мы поговорим об этом с членом канадского парламента от округа Торонто Христей Фриланд. Она написала о России книгу под названием «Распродажа века». Ей запрещен въезд в Россию. А также со Стивеном Коэном, почетным профессором кафедры российских исследований Принстонского и Нью-Йоркского университетов.
Сегодня Чак Хейгл заявил: «Если Россия продолжит… Если Путин продолжит вести свою страну к катастрофе, то последствий не миновать. Долгосрочных последствий, которые уже начинают проявляться». Верно ли это? Вы с ним согласны?
СТИВЕН КОЭН, профессор кафедры российских исследований Принстонского и Нью-Йоркского университетов: Он говорит вещи, которые никак не соответствуют реальности. Он также говорил вам о том, что Путин продолжает все больше и больше обострять конфликт. Но кто на самом деле обостряет конфликт? Как нам стало известно, и, вероятно, так и произойдет, завтра в Уэльсе инфраструктура НАТО станет ближе к российским границам. Вот это эскалация. Кроме того, по информации вашего корреспондента, американские войска… Дайте мне закончить.
Она вас не перебивает. Продолжайте.
СТИВЕН КОЭН: Но она усмехается мне в ухо. Дело в том, что размещение американских войск, под каким бы то ни было предлогом, на Украине – это провокация. Таким образом, эскалация идет с Запада. Чтобы понять панику Запада, надо понять, что произошел мощный перелом: украинская армия начинает проигрывать на востоке страны. Но это уже другая тема.
Итак, вы говорите, что провокация исходит от Запада. Украина же, конечно, заявляет, что танки, оружие, солдаты – все это поступает из России. Христя, я бы хотела услышать ваше мнение. Как вы видите и оцениваете ситуацию?
ХРИСТЯ ФРИЛАНД, член канадского парламента от округа Торонто: Как вы и говорили, как говорил министр обороны, мы должны занимать очень четкую позицию в связи с тем, кто обостряет конфликт и что происходит. Прошлая неделя стала по-настоящему переломным моментом. Произошло резкое, опасное обострение кризиса – Россия непосредственно вторглась на Украину. И об этом говорит не только Украина. НАТО зафиксировало это. Об этом же говорит Комитет солдатских матерей России – а это одна из самых уважаемых организаций, занимающихся правами человека в России. Так вот, они видели, что российских солдат посылают домой с Украины в сосновых гробах.
Так что ситуация нагнетается с российской стороны. Я согласна с профессором Коэном. Меня очень тревожит это – и я считаю, что это отвратительно, что нам приходится «закручивать гайки» на экономике России. Россияне сейчас страдают.
Но, как сказал министр обороны Хэйгел, в условиях, когда Россия нагнетает ситуацию и вторгается в европейскую страну – притом что она уже аннексировала Крым. Это была территория Украины; сейчас она оккупирована Россией, и она заявляет о ней как о своей собственной. Нам нужно дать ответ. Сами основы европейской безопасности сейчас поставлены под вопрос.
Вы слышали слова президента – он упоминал о «красной линии». Однако только в прошлом месяце постоянный представитель президента Обамы в ООН дала делу толчок – она призвала к дальнейшим действиям против Путина. Давайте послушаем это выступление.
САМАНТА ПАУЭР, постпред США в ООН: Любая дальнейшая односторонняя интервенция России на территорию Украины, в том числе под видом предоставления гуманитарной помощи, будет совершенно неприемлема и вызовет сильную тревогу. Она будет рассматриваться как вторжение на Украину.
А вот что президент заявил 3 сентября в связи с «красной линией», о которой мы уже упоминали, - «красной линией», которая была пересечена. Он заявил, что «российские силы, которые сейчас уже вошли на Украину, – это не гуманитарная или миротворческая миссия. Там находятся российские боевые части с российским оружием и на российских танках». Кто-то из вас удивлен реакцией президента на агрессию Путина?
СТИВЕН КОЭН: Я не удивлен, я опечален. Он превратился в президента эпохи холодной войны, и ему недалеко до того, чтобы стать президентом эпохи настоящей войны. Полгода назад, в марте, я говорил в эфире CNN, что мы находимся в состоянии новой холодной войны. Что если политический кризис на Украине перерастет в гражданскую войну – так и произошло, – а гражданская война превратится в «войну чужими руками» между Россией и США, то мы окажемся на грани войны с Россией.
Это совершенная правда – бесспорно, что Россия помогает повстанцам на востоке. Это правда. Но правда и то, что мы помогаем Киеву. Я предоставлю вам один факт – на секунду, потому что об этом не сообщали в СМИ, - где-то месяц назад заместитель министра обороны США выступил с отчетом перед сенатом. Он заявил, что американское Министерство обороны аккредитовано при украинском Министерстве обороны - а нам известно, что значит это слово.
Что это означает?
СТИВЕН КОЭН: Это означает, что американские советники тесно вовлечены в украинские военные усилия, точно так же, как российские советники вовлечены в военные усилия повстанцев. Это «война чужими руками».
Поэтому сейчас мы приближаемся к ситуации вроде Карибского кризиса. Две стороны уже не просто политически противостоят друг другу, но близятся к тому, чтобы оказаться лицом к лицу в военном плане. Обама же занимается тем, что разом повышает ставки. Его выступление в Эстонии 3 сентября… Во-первых, наш же госдепартамент – пресс-секретарь госдепартамента Джен Псаки заявляла, что у них нет доказательств российского вторжения. Есть только обвинения. Я знаю, что такое российское вторжение, сам видел. Это десантники на парашютах, это сотни танков.
ХРИСТЯ ФРИЛАНД: Я никого не удивлю, но я не согласна. Я начну с того, что похвалю президента США за то, что он открыто заговорил о том, что происходит. Это очень важно - обойти или сломить российскую пропаганду и дезинформацию. Происходит вторжение России на Украину.
И вот мое главное возражение против мнения, высказанного профессором Коэном. Нужно понять, что нет сомнений в том, что произошло: на Украине произошла демократическая революция, Украина приняла решение подписать экономическое соглашение с Европой. Президенту Путину это не понравилось, и поэтому он вторгся на Украину.
Что же теперь следует сделать администрации Обамы?
ХРИСТЯ ФРИЛАНД: Президенту США, Канаде, Западу следует сделать две вещи. Во-первых, продолжать оказывать экономическое давление на Россию. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон говорил об идее отрезать российские банки от системы SWIFT*. Это очень интересное предложение, я считаю, оно может быть очень действенным, обязательно надо принять такое решение. И, во-вторых, надо помочь Украине самостоятельно защищаться. Поддержать их военными поставками материально-технического содержания, оказать им финансовую помощь. В-третьих, необходимо решить проблему энергетики. Европа над этим работает.
Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 03 сентября 2014 года.
* Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций - международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей (прим. RT).