Вместо того чтобы воспользоваться прекращением огня и продолжить переговоры о мире на востоке Украины, политики бездействуют, в результате чего с каждым часом увеличивается вероятность возобновления военных действий, передает корреспондент ORF. Он добавляет: единственный, кто пытается что-то сделать в данной ситуации, - это Владимир Путин, который в отличие от своих западных коллег предложил конкретный план по урегулированию конфликта.
Наш корреспондент на Украине Кристиан Вершутц сейчас в Вене и находится у нас в гостях в студии в прямом эфире. Господин Вершутц, пока что нельзя еще говорить, что все вернулось к той военной ситуации, которая царила в стране до недавнего времени. Но, как мы только что видели в сюжете, тут и там возникают перестрелки. Какую опасность для дальнейшего развития они несут в себе?
КРИСТИАН ВЕРШУТЦ, корреспондент ORF: В самом Донецке вечером было спокойно. Бои велись близ аэропорта. В Мариуполе обстановка выглядела более опасной. Большой риск состоит в том, что нет никого, кто бы занимался разниманием обеих сторон конфликта. Между ними есть небольшая нейтральная территория. Но за исключением ОБСЕ за перемирием никто не следит. И, конечно, существует опасность, что из-за конфликтной ситуации, ненависти, а также, возможно, размышлений по типу: может быть, мы выиграем, если сразу же продолжим наши действия – в общем, чем дольше продолжается подобная ситуация, тем больше вероятность того, что вновь вспыхнут бои.
Сейчас никто не ведет переговоры, которые позволили бы двигаться в сторону мирного диалога. Как говорят, куй железо, пока горячо. Но этого не происходит. И с каждым часом растет опасность возобновления серьезных боев. Это касается, прежде всего, Мариуполя. В этом заключается большая проблема.
Звучит немного так, как будто обе стороны используют эту паузу для того, чтобы вооружиться.
КРИСТИАН ВЕРШУТЦ: Так оно и есть. Вчера по дороге из Донецка я лично видел, как украинские войска вновь занимают блокпосты, которые они, собственно, потеряли в ходе боев. Было также объявлено о планах отправить усиление в Мариуполь. Это, конечно, не вызывает радости у ополченцев, когда говорят: мы подождем, пока они вооружатся.
Как раз тогда, когда удалось договориться о перемирии, состоялась встреча НАТО, и ЕС провел переговоры об ужесточении санкций. Возможно ли объяснить согласие России ее желанием смягчить Запад?
КРИСТИАН ВЕРШУТЦ: Конечно, это могло быть ее мотивом. Она могла это сделать, чтобы, вероятно, избежать санкций или других ужесточений. Но в целом мотив тут абсолютно неважен. Факт в том, что, несмотря на то что многие западные СМИ и многие западные политики выставляют Владимира Путина дьяволом, он был единственным, кто сделал конкретное предложение. Никто не мешал НАТО и ЕС представить свой мирный план. Это возможность, которой нельзя пренебрегать, потому что любая альтернатива ведет к росту числа жертв, разрушений и беженцев. Приближается зима, то есть положение становится все хуже. В общем, нужно действовать, и неважно, какой мотив за этим кроется.
Большое спасибо, Кристиан Вершутц, за эту оценку.
Дата выхода в эфир 07 сентября 2014 года.