Британский дипломат: Россию остановят не санкции, а нейтральная Украина
В отношениях с Москвой по поводу украинского конфликта Запад построил свою политику на двух ложных посылах, пишет бывший посол Великобритании в России Тони Брентон.
Первая ошибка заключается в убежденности, что Россия – реваншистская страна, которую следует остановить, а иначе вслед за Крымом и Восточной Украиной она пойдет в Эстонию и Польшу. Эти подозрения зеркально отражают «кошмарные сны», которые не оставляют Россию – что «хищник-НАТО вслед за Польшей и Эстонией включит в свой состав Грузию, а потом, кто знает, может и саму Россию», пишет британский дипломат в The Daily Telegraph.
Россия рассматривает беспорядки в Киеве как захват власти западными странами – и этот взгляд отчасти оправдан, отмечает Брентон. До этого не было никаких признаков, что Россия стремится к реваншизму.
Также наивны и сравнения Путина с Гитлером. «Путин – не фанатик, движимый идеологией, а скорее подобие Талейрана – расчетливый, прагматичный модернизатор, пытающийся восстановить статус своей страны в мире», – пишет Брентон. Присоединение Крыма было скорее панической реакцией на сложившиеся обстоятельства, чем попыткой восстановить СССР.
Убеждать же Россию в том, что НАТО готово защищать своих членов – совершенно излишне, полагает автор. Россия именно потому и выступает против присоединения Украины к альянсу, что вполне серьезно воспринимает гарантии безопасности, прописанные в Уставе организации.
Вторая ошибка – это уверенность в том, что экономические санкции могут остановить Россию. После Второй мировой войны Запад шесть раз пытался сдержать Россию санкциями, и эта «потемкинская политика» применяется только потому, что ей нет никакой эффективной альтернативы. Самым ощутимым последствием санкций стала консолидация россиян вокруг их президента, который все более убежден, что не имеет права проиграть в этом противостоянии с Западом. «Санкции не поддерживает даже российская оппозиция», – подытоживает Брентон.
В отличие от России, Запад не готов сильно рисковать, чтобы ее остановить. Саммит НАТО показал разницу между острой риторикой и умеренными решениями. Силы быстрого реагирования, на создание которых НАТО мудро идет, чтобы обнадежить своих союзников, все же не будут размещены вблизи российских границ, несмотря на требования Польши. Помощь Украине ограничилась поставками припасов невоенного характера. А самый чувствительный для России вопрос – членство Украины в альянсе – вообще не был затронут.
Как не раз уже отмечалось, пишет Брентон в The Daily Telegraph, пожелания России – чтобы Украина оставалась нейтральной, а населению Восточной Украины были предоставлены конституционные гарантии их прав – вполне легко удовлетворить. Договариваться с Путиным – такая же вынужденная необходимость, как и с Китаем, Ираном или Северной Кореей.
Украина в ближайшее время точно не сможет задуматься о вступлении в НАТО, но обеспечить нужный уровень автономии народа востока Украины будет сложнее – а Россия, обладающая военным преимуществом, не отступит, пока ее требования не будут удовлетворены. Однако то, что это единственный и эффективный выход из кризиса, было очевидно еще несколько месяцев назад, подчеркивает Брентон.
Фото: GENYA SAVILOV / AFP