National Interest Оригинал

National Interest: Москву и Пекин рассорит Средняя Азия

Для России Средняя Азия – не менее важный регион, чем Украина. И теперь там ее влияние оспаривает Китай, отмечает National Interest. Хотя сейчас Москва и Пекин сотрудничают на международной арене, конкуренция в итоге все равно возьмет свое – и в Средней Азии вновь разгорится большое геополитическое противостояние, уверяют авторы.
National Interest: Москву и Пекин рассорит Средняя Азия
AFP PHOTO / RIA-NOVOSTI / POOL ALEXEY DRUZHININ

Вашингтон часто критикуют за то, что санкции против российского президента Владимира Путина толкают Москву и Пекин к строительству антиамериканской оси. По мнению авторов National Interest, эти опасения беспочвенны: во-первых, две страны – уже стратегические партнеры, а во-вторых, «ни та, ни другая по-настоящему друг другу не доверяют… и не должны».

Да, компания «Газпром» заключила с китайскими партнерами из CNPC контракт о газопроводе на 400 миллиардов долларов. В рассчетах между собой они предпочитают собственные валюты, а не американский доллар, а на заседаниях Совбеза ООН вместе размывают или накладывают вето на резолюции США по Сирии и Северной Корее. Заметно также, что Китай помалкивает по поводу российских действий на Украине. Однако скрытая конкуренция неизбежно подточит основания их партнерства, уверяют авторы статьи.
 
Соперничество нарастает в Средней Азии – российском «ближнем зарубежье». Продвигаемая председателем Си Цзиньпином программа «нового Шелкового пути», то есть поворот Китая на запад, делает упор на природные богатства региона, которые расположены недалеко от Китая и потому представляют для него надежный источник дешевых энергоресурсов.
 
Китай вкладывает гигантские суммы в энергетический сектор среднеазиатских стран – это контракты на 30 миллиардов долларов с Казахстаном, на 15 миллиардов с Узбекистаном, поставки газа на 16 миллиардов долларов с Туркменистаном. Таджикистану Пекин намерен предоставить 1 миллиард долларов, а отношения с Киргизией объявлены стратегически важными. Более того, Китай считает среднеазиатские страны важными союзниками в борьбе с исламским экстремизмом на своих западных границах. Немаловажный фактор – перенос фокуса политики США в Восточную Азию, из-за чего Китай ищет себе «стратегическое пространство» на западе, отмечает National Interest.
 
«Если Украина – это передний двор России, то Средняя Азия считается задним двором». У Москвы давние исторические, экономические и политические связи с регионом, которые она стремится укрепить через такие структуры, как СНГ, Таможенный союз и ЕАЭС. В особенности российские власти хотят отстоять свое положение на рынках энергоносителей, ведь Средняя Азия – возможный конкурент в этой области. Средством контроля здесь служит то, что Россия – владелец трубопроводных сетей. «Россия также может улучшать качество собственной продукции, смешивая ее с более высококачественной нефтью из Казахстана, сохраняя при этом контроль над ценой и запасами», - пишет американский журнал.
 
Пока интересы России и Китая сходятся: их свела вместе «нетрадиционная» угроза исламского экстремизма, из-за которой они теснее сотрудничают в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). «Но то, что организация, которая охватывает среднеазиатские страны, получила свое название в честь китайского города, может подсыпать соли на рану», - комментируют авторы. Россия все еще важна для Средней Азии – денежные переводы работающих в России сограждан поддерживают экономики стран региона. Однако благодаря все большей вовлеченности Китая у них появляется возможность диверсифицировать свои экономические отношения, что вызывает у Москвы опасения потери своего влияния.
 
Китай теперь – крупнейший торговый партнер Таджикистана, Казахстана, Туркменистана и Киргизии. Его торговый оборот с регионом достиг в 2012 году 46 миллиардов долларов - это в два раза больше, чем у России. Возможно, многонациональные механизмы эту конкуренцию сдержать не смогут: «Пекин выступает за более тесную экономическую интеграцию в регионе, но Россия выступает против любой многосторонней структуры, в которой она не выступает лидером. Китай также с подозрением относится к организациям, которые он не контролирует». Сумеет ли ШОС примирить разные представления стран о регионе – неясно.
 
Многие считают, что торговля оружием – это признак усиливающейся «китайско-российской оси». Однако хоть Россия и продает много оружия Китаю, его стратегическому сопернику – Индии она его продает еще больше. При этом Москва отказывается продавать Китаю современное вооружение, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, отмечают авторы National Interest. В результате торговля оружием стала в отношениях стран источником напряженности. «Может быть, в Москве помнят предсказание Ленина о том, что “капиталисты продадут нам веревку, на которой мы их повесим”», - предполагает издание.
 
Вывод американских войск из Афганистана может оставить за собой вакуум. Именно выходцы из Средней Азии составляли самые «жестокие элементы» Талибана, и теперь власти региона опасаются, что боевики вернутся в их страны продолжать вести джихад. И Китай, и Россия захотят заполнить вакуум в регионе «для предотвращения распространения заразы», так что «ожидайте большего соперничества из-за вопроса о том, кто будет гарантом безопасности в регионе, а значит, будет более влиятельным в столицах региона».
 
«Настоящая проблема – в том, что куда бы Россия ни обратилась, она сталкивается с Китаем, и наоборот», - размышляют авторы журнала. Это, например, касается и Дальнего Востока, где наплыв китайских торговцев изменил демографический ландшафт и вызвал дискуссии об «аннексии в долгосрочной перспективе». На западе у стремления Путина к восстановлению российского влияния есть предел («читай НАТО»). Следующим должно быть ближнее зарубежье, и Москва, скорее всего, станет «агрессивнее» в отношении Китая, если начнет терять дипломатическую хватку в регионе. Владимир Путин делает все больший упор на «защите соотечественников», и вряд ли Средняя Азия – исключение из этой «“гуманитарной” тенденции российской внешней политики». А Китай вряд ли согласится на такое «переформулирование» российских интересов, если это произойдет за его счет.
 
«В конечном итоге возобладает геополитическое соперничество», - предсказывает National Interest. Китай начинает позиционировать себя как континентальную державу, а Россия попытается сохранить свое экономическое и политическое господство в Средней Азии. К тому же Пекин, столкнувшись с США в Восточной Азии, стал делать больший упор на запад. В конечном итоге Китай вряд ли согласится на меньшую геополитическую роль, а потому начинается новая «Большая игра*, в своей версии от 21 века».
 
* Большая игра - глобальное противостояние Российской и Британской империй в 19 веке за контроль над Афганистаном и среднеазиатским регионом (прим. RT)
 
Фото: AFP PHOTO / RIA-NOVOSTI / POOL ALEXEY DRUZHININ
 
Комментарии читателей на сайте National Interest:
 
Bob Barker: Ой, прекратите уже пропаганду! Ну да, между Китаем и Россией существует соперничество и конкуренция… и нельзя ли то же самое сказать о любой стране в ЕС, НАТО и/или США? Факт в том, что ЕС и США… да, собственно, весь «Запад» выступает с натиском на границы того, что Россия и Китай считают своими «передним и задним дворами»… их стратегическими и экономическими интересами… как это делали Соединенные Штаты в Кубе в 1963 году… будет время, когда Китай, Россия… а может быть, и они оба решат «перейти к решительным действиям» по итогам того, что они воспринимают как «вмешательство» Запада… вместе или порознь. Есть старая фраза… она так же правдива сегодня, как и при первом появлении – «Враг моего врага – мой друг»… имейте это в виду, пропагандисты.
 
Verus: Если китайско-российское партнерство – брак по расчету, тогда президент Обама – точно сводня.
 
ProV: Удивительно, как «конкуренция» Китая и России проходит гораздо более мирно, чем американо-иранская или американо-российская (или американо-китайская в Ливии).
 
KOKO: Что за большая и длинная чушь, если знать, что БРИКС нацелен на поражение капиталистов!
 
folktruther: Интересно, сколько платят за написание такой чуши; очевидно, есть куча источников, у которых достаточно денег на финансирование кучи пресституток. Сто лет назад Маккиндер сформулировал геополитическую теорию о том, что, кто контролирует середину Азии, тот контролирует мир, и явно люди во власти все еще в это верят или притворяются, что верят. В тех пустынных местах нет почти никого и ничего, и ничего нет Великого в тех играх, в которые играют державы. Но, наверное, можно неплохо прожить, если у тебя нет никаких стандартов правды и если ты просто поставляешь власти то, что она хочет слышать.
 
Bankotsu: У России и Китая, может, и есть разногласия, но их ненависть к американской однополярной системе еще сильнее и глубже. Да, это правда, что цели и средства России и Китая в Средней Азии противоречат друг другу. Но это не схватка насмерть. Их разногласия с США намного серьезнее, куда глубже и куда сильнее – и поэтому Россия и Китай будут держаться вместе, либо Россия и Китай вместе поднимутся, либо вместе умрут.
 
Rafasa Arandas: Если говорить откровенно, я предпочитаю Россию Китаю.

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
National Interest США Северная Америка
теги
Афганистан Казахстан Киргизия Китай Россия СНГ Средняя Азия Таджикистан Туркменистан Узбекистан ШОС

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров