Le Monde: Путинская Россия и ИГИЛ - новые враги Старого Света
В 1989 году на фоне распада советской империи дипломатический советник Михаила Горбачева Александр Арбатов отметился следующей блестящей фразой на встрече с представителями Запада: «Мы окажем вам плохую услугу, потому что лишим вас врага». Но, как считает французский писатель Паскаль Брюкнер, спустя 25 лет у западного мира появились два новых и очень разных противника: радикальный ислам и Россия Владимира Путина.
«Их обоих роднит общая неприязнь к Западу: первый считает его врагом религии пророка, а второй — виновником распада СССР. Однако тут сходство заканчивается: если исламистские фанатики воспринимают весь западный мир как один большой грех, Владимир Путин считает себя воплощением Запада, он плюет на атеистическую и упадочную Европу, защищая ценности православия, которые ставятся на службу евразийской империи», - уверен Брюкнер.
Автор статьи для Le Monde пишет, что «охваченная скептицизмом» Европа захотела выйти из истории, однако история теперь призывает вновь стать собой, если она не хочет погибнуть.
Предоставленные сами себе великие демократии, продолжает Паскаль Брюкнер, постепенно увязли в болоте комфорта, культа личного счастья, отхода от действительности. Поэтому Старому Свету нужно поблагодарить Владимира Путина и «халифа» «Исламского государства Ирака и Леванта» аль-Багдади за такое враждебное отношение. Их ненависть, уверен писатель, только придает сил, а страх заставляет не сидеть на месте и подталкивает к сопротивлению.
Европе в ответ на территориальные притязания России необходимо, по мнению Брюкнера, вернуться к старой стратегии сдерживания, обозначенной Джорджем Кеннаном в 1947 году, поскольку размеры России и ее военная мощь полностью исключают перспективу прямой конфронтации. Что же касается ИГИЛ, то, если радикалов, как предполагает французский писатель, можно победить военным путем, вопрос радикального потенциала суннитского и шиитского ислама все равно остается открытым. Обе эти темы, как заключает Паскаль Брюкнер, останутся актуальными еще многие десятилетия и потребуют от Европы «силы оружия и идей, грамотной стратегии и умения убеждать».
«Противник ставит нас в противоречивое положение: у нас возникает желание победить его, но в то же время не трогать его, чтобы сохранить данный им приток энергии. Он одновременно ненавистен и желанен. Возвышение или падение народа — таков обычный исход подобных испытаний. Эти опасности могут стать нашей погибелью. Как, впрочем, и нашим спасением», - подводит итог автор статьи.
Фото: Guillaume Briquet / AFP