Европа отчаянно пытается вырваться из газовой ловушки, в которую сама себя и завела, отказавшись от атомных станций в пользу газа из России, пишет израильское издание News1. Проблему могла бы решить разработка сланцевых месторождений, но здесь в дело вступают экологи, которые, как подозревает автор, финансируются Москвой.
В последнюю неделю сентября Европейская комиссия предложила Украине и России газовую сделку, по которой Киев обязался выплатить свой долг в 3,1 миллиарда долларов в обмен на поставку российского топлива в течение пяти месяцев по цене 385 долларов за тысячу кубометров природного газа, сообщает израильский новостной портал News1.
Данная сделка может помочь Украине пережить холодные месяцы зимы и не волноваться по поводу недостаточного количества топлива. Но, несмотря на очевидную выгоду и согласие России пойти на сделку, Украина изворачивается, объясняя свое нежелание тем, что рыночная цена газа намного ниже той, которую запрашивает Россия. Киев также утверждает, что он предупреждал Европейскую комиссию о данном нюансе, но она, пытаясь избежать кризиса с Россией, предпочла игнорировать этот факт.
По мнению властей Киева, «Газпром» специально завышает цену на газ, чтобы таким образом финансировать войну на востоке Украины. Кроме того, Киев боится, что российский газовый гигант, который поставляет газ в такие страны, как Венгрию, Польшу и Словакию, вынудит эти государства сократить свои поставки топлива на Украину.
Но есть и другое объяснение такому поведению страны. Украинский аналитик Михаил Гончар считает, что «если сделка не получит статус договора, соответствующего международному стандарту, в котором четко будет обозначено количество газа, предназначенного Украине и количество топлива, направленного в другие страны Европы, Россия сможет обвинить Украину в краже газа, предназначенного для европейских клиентов». Таким образом, пишет автор, Москва под этим предлогом сможет сократить поставки топлива на Украину и уговорить другие страны воспользоваться газом, поставляемым по трубопроводу «Северный поток», протянутому по дну Балтийского моря.
Украинские власти, пытающиеся избежать подобных обвинений, уже предложили европейским газовым компаниям качать свою долю газа с украинско-российской границы, а не с границ со странами ЕС.
Но Европа не торопится делать резких движений, ведь она находится в ловушке. Питер Мортино из исследовательского центра Gatestone Institute считает, что в последнее время Европа старалась закрыть ядерные реакторы для производства энергии и пыталась инвестировать значительные средства в прокладку нефтепроводов из России в Европу (например, «Северный поток», который был построен в обход восточноевропейских стран). Это как раз и дало России экономическую мощь и превратило ее союзников в Восточной Европе в полностью зависимых от ее воли по всем вопросам, касающимся поставок газа. «А это всегда означает и политическую зависимость», - отмечает автор.
Финляндия и страны Прибалтики уже полностью зависят от России, а потребление российского газа в Западной Европе составляет четверть от среднего энергопотребления. «Даже Германия, главный двигатель ЕС, получает из России целых сорок процентов газоснабжения, а потому понятно, перед какой дилеммой стоит Европа, когда речь идет об украинском кризисе», - отмечает автор, напоминая, что западные санкции, введенные против России, аукнутся им этой зимой.
Проблема еще и в том, пишет новостной портал, что нестабильность на Ближнем Востоке мешает Европе выбраться из российской болота. Европа понимает всю сложность ситуации, а потому и пытается договориться о поставках энергии из США. При этом она требует от Вашингтона предоставить гарантии, что Америка будет поставлять газ в Европу в случае российских санкций.
США, в свою очередь, не сильно стремятся идти на столь серьезный шаг не только потому, что это предполагает особое законодательство, но и потому, что такой шаг может открыть новый фронт против России. Германия тоже не в восторге от такого сценария и не пойдет на это, если нет опасности, что Россия сократит поставки газа через «Северный поток».
В отчаяной попытке сократить свою зависимость некоторые страны стали поднимать
вопрос об использовании сланцевого газа. Алжир, Польша и Норвегия утверждают, что они владеют данным сырьем, но и тут имеются разногласия среди европейских партнеров. Польша, конечно же, очень заинтересована развивать этот сектор, а Франция побаивается экологического ущерба, который может последовать. Проблема еще и в том, что Россия приложит все усилия к тому, чтобы остановить развитие данного сектора. Автор пишет: «Есть основания полагать, что Россия финансирует европейские экологические организации, цель которых предотвратить
добычу сланцевого газа. Кроме того, Россия, скорее всего, пошла на аннексию Крыма именно из этих соображений, ведь полуостров известен своими богатыми запасами сланцевого газа».
Европа также может договориться и с другими странами о поставках топлива, что, конечно же, снизит зависимость от России. Для этой цели Европа может обратиться к странам Ближнего Востока, но и тут нет гарантий, что европейские страны договорятся между собой. Великобритания, например, предпочитает поставки из стран Персидского залива, а Испания -- из стран Северной Африки, что вызывает протест Франции.
Может, поэтому ЕС старается разрешить проблему с Ираном, который мог бы поставлять энергию на европейский рынок и вследствие этого превратиться в серьезного конкурента Саудовской Аравии, что не обещает ничего хорошего государству Израиль.
Фото: ALEXANDER ZOBIN / AFP