В 90-е годы Америка позволила своим космическим исследованиям зачахнуть, чтобы покупать российские ракеты, прежде чем Россия продаст их таким странам, как Северная Корея. Поэтому и теперь американские космические программы зависят от России, сообщает CNN. Специалисты отмечают, что проблемы НАСА не в этом, так как российские двигатели, как правило, очень надежны.
Двигатели, сделанные 40 лет назад. В этом заключается новый, великолепный, инновационный, виртуозный подход Америки к освоению космоса с привлечением частных компаний?
МАЙЛЗ О’БРАЙН, аналитик CNN по вопросам авиации: Одним словом, нет. По мне, так это не очень-то инновационно. Все равно что отправляться в космос на «Волге» 1969 года выпуска вместо электромобиля Tesla 2014 года. Это не новые технологии. Это результат недостатка действующих ракет отечественного производства.
Эти технологии в США зачахли. В 90-х годах американское правительство настаивало на приобретении российских ракет, в частности, больших двигателей РД-180 для коммерческого сектора. Одной из главных причин такой политики было желание удержать бывших советских ученых от продажи их оборудования таким странам, как Северная Корея.
Это было хорошим решением, с той лишь оговоркой, что коммерческий сектор перестал разрабатывать собственные альтернативные двигатели. И теперь, по иронии судьбы, это новое американское коммерческое предприятие зависит от России. Исключение составляет лишь компания SpaceX Элона Маска. Он строит свои ракеты.
Ясно. Капитан Келли, я знаю, что вы входите в состав Консультативного совета по безопасности компании SpaceX. Однако я еще раз обращу внимание на то, что, как я считаю, удивило многих людей. Вы первым сообщили о том, что ракеты оснащаются советскими двигателями, собранными более 40 лет назад. Я была очень удивлена этим фактом, и, я думаю, большинство людей не ожидали такое услышать, тем более что речь идет о частной компании.
МАРК КЕЛЛИ, бывший астронавт: Вы знаете, российские и советские двигатели, как правило, очень надежные. РД-180 – это очень надежный двигатель. В данном случае использовался AJ-26, который является модификацией другого российского двигателя, НК-33, если я не ошибаюсь. Этот двигатель не так надежен.
И вы знаете, если оборудование было сделано 40 лет назад, это еще не значит, что оно в плохом состоянии. Можно хранить двигатель очень долгое время, а потом успешно запускать на нем ракеты. В конечном итоге они должны провести очень тщательное расследование этого происшествия, узнать его причину и исправить ее.
Позвольте мне спросить вас, капитан Келли, о космической программе НАСА «Шаттл», которая была прекращена несколько лет назад, в 2011 году. С тех пор правительство тратит налоговые поступления на оплату частных компаний, чтобы посылать ракеты на космическую станцию. Так что мой вопрос к вам следующий: пугает ли вас то, что эта ракета взорвалась? Ведь SpaceX совершила четыре полета на МКС, и в будущем ожидаются еще полеты. Поэтому, не пугает ли вас то, что произошло?
МАРК КЕЛЛИ: Я вам скажу, что меня это не пугает. Как вы знаете, на борту людей не было. Мы потеряли почти 5 тысяч фунтов* ценного груза, в том числе разные запчасти, еду, материалы для экспериментов на МКС. С другой стороны, как известно, мы занимаемся рискованным делом. Чрезвычайно трудно разогнать космический аппарат с нуля до 17 тысяч миль в час** за пару минут. Эти ракеты работают на предельных уровнях давления, температуры и оборотов в минуту, говоря о турбинах насосов. Поэтому, независимо от того, какие меры предосторожности мы принимаем, как вы понимаете, аварии все равно будут. В следующий раз мы просто постараемся усовершенствовать процесс.
Скажите, Майлз, в условиях того, что таких компаний множество, они, вероятно, испытывают дополнительное напряжение, не так ли? Число компаний, которые этим занимаются, возросло, значит, чтобы уложиться в бюджет, надо чем-то жертвовать?
МАЙЛЗ О’БРАЙН: Конечно, это нелегко. Давайте говорить начистоту: им надо получать прибыль, это коммерческое предприятие. Но необходимо сочетать это с обеспечением безопасности. А безопасность и расходы практически всегда не в ладах. Поэтому есть вещи, которые нужно привести к оптимальному значению, это требует компромиссов.
Должен отметить, что за все время существования агентства был период, когда НАСА буквально стояло над рабочими на конвейере и контролировало, насколько туго завинчивать гайки и так далее – так выполнялись такие подряды в прошлом – сбои случались часто. Мы потеряли всего 14 космонавтов в программе «Шаттл» и трех космонавтов лунных экспедиций программы «Аполло» – в 1967 году при испытании пускового устройства. То есть опасность существует всегда, потому что то, что они делают – это не рутинная работа. Все, кто думает иначе, плохо знает предмет.
Материал предоставлен CNN USA.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 29 октября 2014 года.
* 2 268 килограммов (прим. RT).
** 27 359 километров в час (прим. RT).