Участившиеся пролеты российских военных самолетов вблизи границ стран НАТО не должны вызывать панику, как это пытаются подавать некоторые СМИ, пишет Obserwator Polityczny. Ведь Россия ничего не нарушает: все полеты проходят в международном воздушном пространстве. Беспокоит другое, отмечает польское издание, попытки их перехвата со стороны НАТО могут привести к реальному столкновению и даже крушению российского самолета, способного нести ядерное оружие.
Польское издание Obserwator Polityczny призывает к здравому рассудку страны НАТО. Постоянные перехваты российских самолетов могут привести к случайному падению самолета «восточного соседа», который вполне возможно и не нарушает воздушного пространства стран НАТО, но зато обладает ядерным оружием.
«Какие будут последствия уничтожения российского самолета?» - задается вопросом польское издание Obserwator Polityczny. «Учитывая последние доклады властей Польши, прибалтийских государств, НАТО и Российской Федерации, наступил тот самый момент, когда следует задуматься над крайним сценарием возможных событий, какие могли бы иметь место в результате сбития самолета Российской Федерации самолетами НАТО», - отмечает издание.
Проблема, к сожалению, является весьма актуальной, так как дело доходит до увеличения количества инцидентов между самолетами заинтересованных сторон, а также предполагаемых нарушений воздушного пространства НАТО самолетами Российской Федерации. Источником проблем является вопрос полетов в и из Калининградской области над территорией Литвы, иногда также Латвии в зависимости от выбранной самолетами трассы, добавляет автор.
С Эстонией и Латвией проблема многогранна, так как эти государства не имеют обозначенной на территории границы с Российской Федерацией. В связи с вышесказанным вопрос интерпретации нахождения самолета в воздухе над приграничной территорией может быть дискуссионным. Немного лучше ситуация обстоит над территориальными водами. В этом отношении международное морское право однозначно. Однако в этом вопросе меньше всего инцидентов или вообще их не наблюдается (согласно российским источникам), так как самолеты летают просто над Балтийским морем. «В случае нарушения воздушной зоны самолетами, летящими с территории Белоруссии или самой Российской Федерации, всегда имеется двусмысленность», - подчеркивает Obserwator Polityczny.
Очень интересно, что НАТО публично оглашает количество нарушений и связанных с этим инцидентов в воздухе, хотя никогда не показывает карты, отражающее положение самолетов в момент перехвата. Правда состоит в том, что в большинстве случаев самолеты России не покидают международного воздушного пространства над Балтийским морем, а самолеты НАТО взлетают для перехвата по обвинению в отсутствии контакта российских самолетов с соответствующими контролерами воздушного пространства в странах НАТО. «В конце концов можно вести спор о толщине линии на карте, но на практике не представляется возможным определить то, что данный самолет нарушил воздушное пространство НАТО», - обращает внимание польское издание.
European Leadership Network предоставило очень интересный доклад по этой проблеме. «Его сильной стороной является удивительно относительный объективизм для западных публикаций, а также перечисление выявленных инцидентов вместе с визуализацией на карте», - уверяет автор. Там можно увидеть, что большинство инцидентов происходит над Балтийским морем – над международными водами. «Со стороны территории суши Российской Федерации зарегистрирован только один единственный инцидент – при не обозначенной границе с Эстонией, где 21 октября этого года невооруженный Ил-20 якобы пересек границу и находился в воздушном пространстве Эстонии на протяжении минуты», - припоминает издание.
«Все остальное происходит над морем, а над морем – это совсем иная игра – это международное пространство, и каждый может там летать в соответствии с правом. Действуют международные правила в воздушном движении. Нет поводов для паники или рассмотрения ситуации в качестве чрезвычайной, даже если и на самом деле российские самолеты усилили свое присутствие, то тут нечему удивляться, так как россияне имеют полное право чувствовать угрозу от активной политики НАТО. И очевидное вовлечение альянса в гражданскую войну на Украине может быть истолковано как прелюдия к настоящей агрессии против самой России. Ну, а тот факт, что у россиян есть на чем летать, как и то, что и топлива у них в достатке, - что в этом удивительного? Ведь это можно было предвидеть», - отмечает Obserwator Polityczny.
«К сожалению значительная часть СМИ сеет панику. Без каких-либо полномочий они интерпретируют поведение наших российских приятелей, которые действуют в соответствии с международным правом. Однако, в этом нет ничего нового – это скорее всего один из элементов превращения России в агрессора любой ценой», - уверяет автор.
Принимая во внимание практически неограниченные возможности людей, которые за этим стоят, нельзя исключить сценарий, по которому произошло бы уничтожение российского самолета: или в результате воздушного столкновения, или обстрела, или же под влиянием других факторов с использованием новых технологий, которые нам неизвестны. В таком случае решающим будет то, куда упадут обломки самолета или куда будет вынужден приземлиться поврежденный самолет. «Если это случится на территории стран НАТО – гравитация не обманет. Однако, то что произойдет в случае инициирования инцидента против носителя ядерного оружия?», - задается вопросом автор в издании Obserwator Polityczny.
Фото: AFP PHOTO / DMITRY KOSTYUKOV