Россия не является членом ОПЕК, поэтому извлекает прибыль из любых решений картеля, ничего не отдавая взамен, заявил в интервью CNN старший редактор The Economist Эдвард Лукас. Кроме того, по его словам, хотя Россия и страдает от низких цен на нефть, большие накопления придают ей спокойствия и терпения.
Подробнее об экономических последствиях решений ОПЕК поговорим со старшим редактором журнала The Economist Эдвардом Лукасом. Эдвард, мы только что рассмотрели цены на нефть. Многие из этих стран, возможно, уже заложили в бюджет чуть более низкие цены, просто не сообщают об этом.
Россия, определенно, обеспокоена. Она не является членом ОПЕК, ее экономика переживает рецессию, а в ее бюджете до сих пор заложена цена 100 долларов за баррель.
ЭДВАРД ЛУКАС, старший редактор The Economist: Да, но я полагаю, что в действительности им, вероятно, нужно несколько больше, чем 100 долларов за баррель. Это цифру они озвучили публично, но я думаю, им было бы намного спокойнее, если бы цена была 120 или даже 140. Ведь российская экономика ничего не производит, кроме нефти, и у них множество бюджетных трат, не в последнюю очередь на войну, которую они ведут на Украине.
Но, как вы правильно заметили, самое главное – это не бюджет, а сумма, которая лежит у вас в банке. А у России, Саудовской Аравии, Кувейта, стран Персидского залива в целом много денег в банках, поэтому я отношу их категории более спокойных стран, так как они могут позволить себе немного переждать. В другой категории находятся страны с высокими затратами на производство и без денег в банке, которые можно назвать «нетерпеливыми». Это Венесуэла, Нигерия и Иран.
В последнее время я пишу статью о том, что нефть может иметь определяющее значение для всех этих автократических режимов в мире, потому что в некоторой степени она меняет геополитическое соотношение сил. Такие страны, как Венесуэла, не могут финансировать свои популистские проекты при текущей цене на нефть. А если Россия потратит свои нефтяные накопления, чтобы восполнить дефицит, это будет способствовать инфляции, и опять-таки пострадают простые люди…
ЭДВАРД ЛУКАС: Да. Но я полагаю, что есть разные категории. Сегодня The Economist опубликует статью как раз про ситуацию в Венесуэле. О том, что происходит с политикой, когда деньги с продаж нефти заканчиваются.
Думаю, в России ситуация немного иная. Потому что господин Путин говорит о том, что страна на осадном положении, что ее окружают, что времена очень суровые. И он показал, что готов к экономическим трудностям, а российский народ, похоже, до сих его в этом поддерживал. Так что, я думаю, Россия относится к другой категории.
Для Ирана все происходящее не может быть благоприятно, ведь они сейчас думают путем переговоров добиться отмены санкций и испытывают большое давление.
Один из парадоксов ОПЕК – в том, что члены картеля друг друга ненавидят. Саудовская Аравия и Иран друг друга терпеть не могут! Сама мысль, что саудовцы сделают что-то, чтобы помочь иранцам, нелепа! Думаю, одна из больших трудностей ОПЕК.
Да. И это определяло целую эпоху после нефтяного кризиса 1970-х. Некоторые утверждают, что эта эпоха, возможно, подходит к концу, поскольку мы выходим из замкнутого круга нефтяной паранойи.
Но вернемся к России. Каждый раз, когда ОПЕК проводит встречу, в город, в Вену, приезжают русские. Они проводят там предварительные встречи. Все надеются, что Россия присоединится к решению о сокращении добычи, потому что в противном случае любые сокращения со стороны ОПЕК будут не столь эффективны. Но Россия никогда не идет на сотрудничество. Почему?
ЭДВАРД ЛУКАС: Думаю, для России гораздо лучше быть в курсе происходящего. Очевидно, что сейчас, пока мы с вами беседуем, российская разведка активно работает в Вене.
Но они на самом деле пользуются преимуществами, ничего не отдавая взамен. Я говорю обо всех этих странах, не имеющих членства в ОПЕК. Мексика – еще один пример. Что бы ни случилось… Если ОПЕК сократит добычу, это замечательно. Доля членов ОПЕК на рынке сократится, цена повысится, Россия получит больше денег! А нет так нет. Но, с точки зрения русских, не стоит связывать себя обещаниями ОПЕК. Они лучше будут сидеть в сторонке и извлекать прибыль. Так они и делают.
Эдвард Лукас, большое спасибо. С нами был старший редактор журнала The Economist. Буду с нетерпением ждать вашу статью о Венесуэле: похоже, это как раз по моей части.
Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 27 ноября 2014 года.