Михаил Горбачев считает, что Владимир Путин поступает правильно, возвращая России статус великой державы, и не должен менять политический курс под давлением западных санкций. В интервью Time бывший президент Советского Союза также отметил, что нынешнему российскому лидеру не стоит доверять словам США, которые «готовы перевернуть весь мир» ради собственных интересов.
Cтены офиса Михаила Горбачева увешаны фотографиями, сделанными, когда он путешествовал как в качестве лидера СССР, так и будучи «живой иконой холодной войны», которой он стал после распада Советского государства, пишет Time. На одном изображении он со своей женой Раисой стоит рука об руку с Микки и Минни Маусами. На другом фото он, одетый в ковбойскую шляпу и джинсы, позирует рядом с президентом США Рональдом Рейганом, который в 1983 году назвал страну Горбачева «империей зла». Эти портреты «выдают привязанность экс-генсека к его бывшим американским противникам».
Между тем, отмечает издание, в текущем году эти чувства стали противоречивыми на фоне нового роста напряжения между Россией и Западом. «Находимся ли мы в состоянии новой холодной войны? Безусловно», – заявил Горбачев в интервью Time.
Пожилой политик, человек года по версии Time в 1987 году, Горбачев не первый, кто говорит о новой холодной войне. После российской «аннексии» Крыма многие политики и эксперты по всему миру стали предупреждать, что попытки Запада изолировать Россию могут создать между сторонами «опасную пропасть». Однако, по словам Горбачева, корни нынешнего противостояния уходят куда глубже, чем начало украинского кризиса, и вина за него лежит на американцах.
После распада Советского Союза западные страны «попытались превратить Россию в какую-то глушь, провинцию», считает бывший генсек. «Наш народ не мог оставить это без внимания, - подчеркивает Горбачев. – Дело не столько в национальной гордости, а в том, что Запад начал обращаться с нами, как ему взбредет в голову, вводить ограничения и тому подобное. США стали диктовать свои условия во всем!»
Для страны, лидеры которой помнят годы, когда Россия была сверхдержавой, господство Америки в международных делах всегда было «горькой правдой и вечным источником отчаяния», уверяет Time. По словам Горбачева, вместо того чтобы обращаться с Москвой как с равным партнером, Вашингтон старался вытеснить ее из политики.
В ответ на прозападный переворот на Украине, утверждает издание, российский президент попытался вернуть часть утраченного влияния Москвы, за что удостоился уважения со стороны бывшего советского руководителя. «Путин начал действовать самостоятельно, – отметил Горбачев, говоря о присоединении Крымского полуострова к России. – И его позиция была в интересах большинства россиян».
Еще год назад подобную похвалу Путину из уст его советского предшественника было трудно себе представить, считает Time. Так, весной 2013 года Горбачев критиковал Путина за преследование оппозиции и подавление несогласных.
Тем не менее с тех пор подобные осуждения исчезли из публичных выступлений не только бывшего советского лидера, но и многих бывших критиков Кремля. «Аннексия» Крыма вызвала «ура-патриотический подъем» в стране и привела к существенному росту популярности Путина, которая составила в этом году более 80%, даже несмотря на то, что западные санкции обесценивают российскую валюту и толкают экономику к кризису.
Складывается ощущение, пишет Time, что Горбачев готов мириться со «склонностью Путина к авторитаризму» до тех пор, пока тот восстанавливает утраченный Россией статус мировой державы. «Сегодня в России все еще присутствуют элементы автократии, – рассказывает политик. – Однако авторитарное руководство также необходимо, чтобы преодолеть ситуацию, которую создали для нас наши друзья, наши бывшие друзья и союзники, вытеснив нашу страну из геополитики».
Между тем новое разделение между Востоком и Западом порождает «недобрые чувства» у Горбачева. «Люди говорят не только о новой холодной, но и горячей войне», – отмечает политик. По его словам, во всем мире наступают времена «больших волнений».
Однако, по мнению первого и единственного президента СССР, это не означает, что Путин должен спасовать перед западными санкциями. Горбачев полагает, что США должны «смириться» с политикой России и перестать сопротивляться ее законной роли в качестве мировой державы. «Трудно умалять достоинство русских, – говорит политик. – Мы знаем себе цену». На случай, если США не начнут пытаться «растопить отношения» с Россией, экс-генсек дает Путину следующий совет: «Я понял, что можно слушать американцев, но им нельзя доверять. Когда им что-то нужно, они перевернут мир вверх дном, чтобы добиться своей цели».
И все же, заключает издание, в конце интервью Горбачев неожиданно перешел к более примирительному тону, который принес ему Нобелевскую премию мира 25 лет назад. «Необходимо вернуться к диалогу и к тому, что началось с окончания холодной войны», – заявил политик, добавив при этом, что пока мир движется в противоположном направлении.
Фото: ODD ANDERSEN / AFP