New York Times Оригинал

Немецкий журналист: Нелюбовь к Западу роднит восточных немцев с Путиным

Действия России на Украине и российская политика в целом находят широкую поддержку среди жителей Восточной Германии, пишет немецкий журналист Йохен Биттнер на страницах New York Times. По его мнению, этому есть простое объяснение. Противопоставив себя США и Евросоюзу, Путин вызвал к жизни давно вынашиваемую злобу восточных немцев к западным ценностям.
Немецкий журналист: Нелюбовь к Западу роднит восточных немцев с Путиным
CHRISTOF STACHE / AFP

«На днях я позвонил автору гневного письма в редакцию моей газеты, чтобы узнать, почему он так на нас злится, — пишет на страницах New York Times политический обозреватель немецкого еженедельника Die Zeit Йохен Биттнер. – Оказалось, что он недоволен критической позицией, которой наше издание придерживается относительно действий России в Крыму и на Украине». По словам возмущенного читателя, он вырос в коммунистической Восточной Германии, и поэтому обладает «специальной антенной», которая позволяет ему чувствовать, когда СМИ подыгрывают правительству во вред интересам народа.

Как отмечает Биттнер, не только его газету, но и большинство других ведущих СМИ Германии постоянно ругают либо за антироссийскую позицию, либо за выражение проамериканских взглядов. С таким же «неистовством» огромное количество немцев критикуют правительственных чиновников, которые осмеливаются выступать против политики Москвы.  
 
Примечательно, что большинство самых ярых критиков проживают в Восточной Германии и, судя по их возрасту, должны хорошо помнить, что представляло собой «тоталитарное, марионеточное государство» ГДР. Тем не менее в Дрездене тысячи пророссийски настроенных протестующих выходили на улицу в течение нескольких недель, выступая против «лживой прессы» как части оторванной от реальности политической элиты.
 
Согласно результатам опросов восточные немцы относятся к России очень дружелюбно. В шести федеральных землях, которые раньше входили в Германскую Демократическую Республику, 58% опрошенных хотят, чтобы Европа и США не вмешивались в российско-украинский конфликт и отменили санкции. На западе Германии подобную точку зрения разделяет только треть населения.
 
Пророссийские настроения идут рука об руку с общим недовольством западным капитализмом. На вопрос, с чем в первую очередь у них ассоциируется словосочетание «рыночная экономика», 82% восточных немцев ответили «эксплуатация», тогда как в Западной Германии это мнение разделяет 43%.
 
«Если уж у кого-то и не должно быть никаких иллюзий относительно империализма по-московски, то у жителей востока Германии, проживших 40 лет под советской оккупацией. И если восточные немцы так чувствительны к дезинформации, почему они не порицают наглую пропагандистскую кампанию Владимира Путина? Возможно, ответ заключается в том, что внутри Германии существует своя собственная маленькая Россия — тип мышления, который мы только сейчас начинаем понимать», — считает  Биттнер.
 
Падение Берлинской стены было политическим освобождением, уверен автор статьи. Однако в результате также была разрушена типичная жизнь многих восточных немцев. «Мы на западе Германии не проявили необходимую чуткость, — уверен журналист, — ведь мы никогда не знали, каково это, когда все ценности, с которыми ты вырос, оказываются выброшены на свалку истории».
 
Показательно, подчеркивает Биттнер, что похожие настроения нельзя встретить в Польше или Прибалтике, которые прошли аналогичную «неприятную» посткоммунистическую трансформацию. Одна из возможных причин — в том, что эти страны считают, что прошли через процесс национальной независимости самостоятельно, тогда как Восточная Германия была просто поглощена другим государством, убеждения и порядки которого не должны были ставиться под сомнение.
 
Хотя бывшая ГДР оказалась в более выигрышном положении, став частью самой сильной экономики Европы, она получила сильную психологическую травму. Поляки могут считать себя капитанами собственного корабля, тогда как восточным немцам приходится жить с чувством, что западная элита, как когда-то советская, теперь руководит ими.  
 
До сих пор их антизападные настроения на востоке Германии были неслышны или просто игнорировались, ведь казалось, что даже Россия «кое-как» движется к тому, чтобы пойти на компромисс с Западом. «Путинская агрессия» и антизападная пропаганда придали импульс «раздражению» восточных немцев. «Когда Путин критикует Запад за попытки навязать миру свои ценности, он отражает их опыт внутри Германии», — считает Биттнер.
 
Неудивительно, что гнев восточных немцев оказался направлен в сторону СМИ, которые долгое время игнорировали их беспокойство. Они считают, что «западные бумагомаратели» показали свое невежество в статьях о посткоммунистической Германии, поэтому не спешат доверять словам ведущей немецкой прессы о постсоветской России.
 
Восточные немцы также не преминули отомстить западногерманским политикам. Вы, как бы говорят они, рассказывали нам о российской угрозе и нарушении международных прав, но на самом-то деле в отличие от нас вы все еще оккупированы США.  
 
«Я понимаю, — пишет Биттнер, — что у восточных немцев выработалась аллергия на выдуманные страхи: коммунистический режим Восточного Берлина винил во всех бедах Запад в течение многих лет, и их опасения, что Запад теперь поступает так же с Путиным, вполне понятны».
 
Именно поэтому немецкие журналисты и политики не должны игнорировать гнев восточных немцев. «Если сегодня мы позволим нашей оправданной критике России превратиться в привычку, то не сможем убедить скептиков на востоке, что мы действительно хотим лучшего для нашей страны, а ситуация в Германии и остальной Европе станет только хуже», — заключает Йохен Биттнер.
 

Фото: CHRISTOF STACHE / AFP

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
New York Times США Северная Америка
теги
Берлинская стена Владимир Путин Германия Россия СМИ Советский Союз Украина
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров