Греция и Россия столкнулись с похожими экономическими проблемами – непомерным государственным долгом и оттоком инвестиций, утверждает обозреватель Financial Times. В отличие от Афин Москва может воспользоваться своим «солидным» валютным резервом. Однако, отмечает автор статьи, полагаясь только на эти средства для решения внутренних проблем, страна рискует остаться без притока внешнего капитала.
«В какой момент слишком большой долг оказывается непосильным для экономики и рынка?» - спрашивает на страницах Financial Times экономист Мохаммед Эль Эриан. По его мнению, ответ на этот вопрос в 2015 году станет ключевым для Греции и России.
Как показал опыт Италии и Японии, отмечает автор статьи, некоторые страны могут жить с большими задолженностями довольно долго. Ситуация усложняется, если экономический рост, «лучший антидот для борьбы с долгами», постоянно остается на низком уровне. В таком случае прекращается приток прямых иностранных инвестиций, которые могут помочь экономике расти, что делает страну более восприимчивой к геополитическим или политическим потрясениям.
Именно так дело обстоит с сегодняшней Грецией, в которой существует непомерный уровень долга, рост экономики все еще является неявным, а уровень безработицы остается на тревожно высоких показателях. Более того, призыв провести досрочные парламентские выборы, на которых вероятным победителем станет коалиция радикальных левых СИРИЗА, вызвали новые опасения о возможном выходе страны из еврозоны.
Чем дольше будут существовать подобные опасения, тем выше вероятность, что инвесторы будут продолжать «бойкотировать» покупку новых греческих активов, попутно избавляясь от старых. В результате функционирование экономики Греции будет подорвано и ее выход из ЕС станет более вероятным.
По мнению экономиста, с похожими испытаниями может столкнуться и Россия в связи с резким понижением дохода от нефти, западными санкциями и нестабильностью рубля. Все эти трудности грозят обернуться глубокой рецессией, ускорением инфляции, введением госконтроля над импортом и оттоком капитала. Однако, в отличие от Греции, у России есть «подушка» в виде «солидного» валютного резерва (400 миллиардов долларов), которого более чем достаточно для покрытия государственного долга.
Тем не менее, подчеркивается в статье, этот запас может быстро истощиться, если он будет потрачен на защиту рубля, противостояние резкому сокращению импорта и помощь корпорациям, которые за последние годы наделали множество долгов. Чем сильнее будет давление на «подушку», тем больше будет риск того, что иностранные инвесторы лишат страну внешнего капитала, который необходим ей, чтобы подстроиться под новую реальность мирового рынка нефти.
«К счастью, в этой ситуации нет ничего предопределенного. Есть множество исторических примеров, когда рынок успокаивался благодаря быстрому принятию многоплановой экономической стратегии, обещающей экономический рост и новые рабочие места. Однако время является ключевым фактором, ведь если страна замедлит с политическими изменениями, то рискует стать жертвой ненадежных инвесторов и непостоянных рынков», - заключает экономист.
Фото: LOUISA GOULIAMAKI / AFP