Журналист – это не пропагандист, уверен известный российский ведущий Владимир Соловьев. И свою работу он считает далекой от пропаганды. Но с этим не согласен его украинский коллега Савик Шустер. В заочной полемике на TV5 Monde, он утверждает обратное. По его мнению, отсутствие прямого конфликта между Россией и Украиной с лихвой перекрывает война пропагандистская, которая только подстегивает обострение ситуации.
Этого человека тоже узнают на улицах Москвы. Владимир Соловьев – очень сильная личность, которая не стыдится своей немного странной одежды, своей национальной гордости и той поддержки, которую он оказывает своему президенту. Каждое воскресенье в течение более двух часов он ведет телевизионную передачу, чем, собственно, и занимается с 90-х годов. Тогда он дебютировал на телевидении и встретился с Савиком Шустером, который на тот момент работал в Москве.
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ, российский телеведущий: Да, я помню. Был такой тип, который тогда работал в России и считал себя футбольным экспертом. Затем, когда канал НТВ изменил редакционную политику, он вдруг решил, что является экспертом в области политики. А потом, поскольку он не добился особых успехов, он внезапно почувствовал себя украинским патриотом.
САВИК ШУСТЕР, украинский телеведущий: Я всегда готов вести полемику с журналистами, но я думаю, что Соловьев не является журналистом. Он работает пропагандистом. А это совсем другая профессия.
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ, российский телеведущий: Вообще, когда я слышу все эти разговоры о пропаганде и свободе слова, они мне кажутся абстрактными. Эти разговоры относятся к другой эпохе, когда мир был черно-белым, когда думали, будто существует абсолютное зло и добро. При этом добро олицетворял Запад, а зло – это страшный волосатый русский медведь. Но реальность оказалась намного сложнее: все не так просто, а медведь не такой уж страшный.
Благодаря этой самоуверенности, граничащей с высокомерием, он стал одним из самых видных журналистов. Но в условиях текущей конфликтной ситуации остаются ли эти два человека журналистами, или они уже являются бойцами?
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ, российский телеведущий: Если журналист уважает себя и свою профессию, то зачем ему быть солдатом, когда можно стать непосредственно генералом? Журналист – это не пропагандист. Формат моей передачи не позволят мне заниматься пропагандой чего-либо, даже если кто-то этого хочет. Люди говорят, высказывают разные мнения. Нет смысла надевать солдатскую униформу, надо всего лишь дать людям возможность услышать друг друга.
В студии программы Соловьева зрителей пичкают риторикой Путина, который постоянно говорит о своей непричастности к конфликту на Украине.
ЗРИТЕЛЬ В СТУДИИ СОЛОВЬЕВА: Я не думаю, что русские и украинцы сейчас воюют друг с другом. На Украине внутренний конфликт. А Россия выступает посредником, который пытается урегулировать этот конфликт.
В Киеве каждую пятницу по вечерам команда Савика Шустера принимает зрителей, приехавших со всей Украины, чтобы посмотреть шестичасовую программу. Национальные цвета присутствуют даже в прическах. Некоторые из телезрителей вполне осознают, что находятся в эпицентре военной стратегии, которая разворачивается и на экранах.
ЗРИТЕЛЬ В СТУДИИ ШУСТЕРА: Информационная война стала сегодня даже важнее реальной войны. Нужно изменить образ мыслей людей.
САВИК ШУСТЕР, украинский телеведущий: Это хороший вопрос, становится ли журналист солдатом в ситуации войны? Я думаю, что в военное время журналист чувствует, что на него возложена особая ответственность. Я думаю, что сегодня самое важное – проинформировать людей, говорить правду, представить им все мнения, которые существуют в стране. А в стране их очень много. Нельзя скрывать правду или затыкать людям рот. Вот какая сегодня ситуация. А если война станет более масштабной, если на территорию страны вторгнутся российские войска, авиация и так далее, тогда ситуация будет другая. И я думаю, что тогда нам будет уже не до ток-шоу.
После того как в ноябре 2013 года разразился кризис, все его передачи посвящены политической ситуации на Украине. Официально войны с Россией нет, но украинцы считают, что именно Москва «дергает за веревочки». В телестудии царит нерушимое единение, которое выражается даже в выборе рубашки.
ЗРИТЕЛЬ В СТУДИИ ШУСТЕРА: Потому что я за Украину. Нашу дорогую Украину. И я думаю, что мы победим.
Дата выхода в эфир 13 января 2015 года.