В прошлом году Франция широко отметила столетнюю годовщину Первой мировой. Однако многие французы забыли, что в исходе той войны огромную роль сыграла Российская империя, которая, по сути, спасла Париж, пишет французский историк Анри Жосран в статье для Boulevard Voltaire. По мнению Жосрана, властям стоит почтить память павших союзников - ведь на кону честь страны.
В 2014 году Франция масштабно отмечала столетнюю годовщину начала Первой мировой войны — «самой страшной народной трагедии страны», пишет на страницах независимого портала Boulevard Voltaire историк Анри Жосран. Вместе с тем, по мнению ученого, Париж «позорно» забыл о том, что многим обязан России и российскому императору Николаю II.
«Победа в Марнском сражении – такая несомненная и такая чистая — была одержана оставшейся к тому моменту почти в полном одиночестве французской армией лишь благодаря тому, что император приказал российским армиям прорываться как можно глубже на немецкую территорию, хотя те не были ни капли готовы для такой битвы», пишет Жосран.
Русские солдаты и офицеры, павшие под Танненбергом и в Инстербурге, заставили Германию перебросить несколько дивизий на восток, что, в сущности, и спасло Францию, позволив ей одержать победу в битве на Марне, подчеркивает автор.
Тем не менее, во Франции мало кто помнит об этих событиях — что, по мнению Жосрана, является «почти что преступлением». «Выразить на государственном уровне признательность Николаю II, Русской [императорской] армии и ее генералам — вот наш настоящий долг. Как можем мы возводить в нашей стране статуи в честь отдельных союзников, которые в трудную минуту бросали французских солдат или поворачивались против них, и при этом проявлять безразличие – и это в лучшем случае – по отношению к Николаю II, который пренебрег собственными интересами, но при этом сдержал свое слово?», — сокрушается историк.
Поскольку на кону – «честь Франции, ее правительства и ее военных», Парижу необходимо почтить память 200 тысяч русских солдат, не бросивших своих союзников и расплатившихся за это жизнями – хотя бы воздвигнув памятник, в заключение отмечает Жосран.
Фото: ANDREJ ISAKOVIC / AFP