С началом кризиса на Украине отношения между Польшей и Россией резко ухудшились, результатом чего стала «дипломатическая война» между обеими странами, отмечает обозреватель Die Welt Клаус Мальцан. Озабоченные «агрессией Путина», польские политики взяли курс на вооружение и «оказание давления на Москву любыми способами», утверждает автор материала.
Как отмечает обозреватель Die Welt Клаус Кристиан Мальцан, в настоящее время в Варшаве часто можно услышать фразу, что «нынче запахло войной». После «оккупации Крыма» в польской столице снова боятся «призрака Сталина». Более чем две трети поляков считают, что их безопасности угрожает война на востоке соседнего государства. Если несколько лет назад польское правительство пыталось добиться с Москвой примирения и взаимопонимания, то сейчас оба государства ведут «дипломатическую войну», утверждает Мальцан.
К примеру, министру иностранных дел России запрещено использовать воздушное пространство Польши, и страны поочередно обмениваются нотами протеста. «Уже достигнут высший градус на шкале дипломатической враждебности», – констатирует автор Die Welt.
И это, по словам журналиста, неудивительно: ведь если Украина целиком перейдет в зону влияния Путина, то Польша внезапно окажется самым крупным государством НАТО, граничащим с Россией. По словам министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетыны, происходящее можно назвать «самым большим испытанием НАТО и ЕС с начала 1990-х годов».
Как и в Германии, в Польше политику обсуждают с помощью исторических аналогий, пишет журналист Die Welt. И если правительство Германии в своем курсе на переговоры с Москвой стремилось предотвратить повторения 1914 года, то в Варшаве вспоминают 1938 – год, когда весь мир наблюдал, как Гитлер прибирает к рукам Чехию.
По словам Схетыны, то, что такое суверенное государство, как Украина, подвергается военному нападению со стороны своего соседа, «совершенно неприемлемо для Польши». Таким образом, актуальной задачей становится предотвращение повторения 1914 или 1938 годов в 2015.
Как отмечает автор материала Die Welt, после Минских переговоров в министерствах обороны и иностранных дел Польши все-таки преобладал оптимизм. «Конечно, мы надеялись на большее», – сообщил министр обороны Польши Томаш Семоняк. «Однако учитывая, что уже пролилось много крови, прекращение огня – хороший результат», – добавил политик.
В свою очередь, главный советник президента Польши Роман Кузняр высказался за то, чтобы «оказывать на Кремль давление в любой форме» и выступает за поставки Киеву «летального оборонительного оружия».
Однако польское правительство знает, что его возможности влиять на российско-украинский конфликт ограничены, подчеркивает Мальцан. Поэтому в Польше больше думают о том, как уберечь страну от судьбы Украины. В этой связи до 2016 года планируется повысить военный бюджет страны до двух процентов от ВВП, пишет автор Die Welt.
По словам министра обороны Польши Семоняка, «в отличие от Германии, военная служба в Польше очень привлекательна». «В Варшаве никогда не верили в то, что в будущем будут вестись только спецоперации против террористов и Талибана. Мы никогда не забывали территориальные стратегии», – подчеркнул польский политик.
Фото: Reuters