Ходорковский призывает не особенно доверять данным опроса о высоких рейтингах Путина - слишком сильны тоталитарные тенденции и военная истерия в российском обществе. При этом сам он выступает не против Путина лично, но против его политики. В интервью CNN бывший нефтяной магнат также подчеркнул, что далеко не все в России поддерживают политику Кремля в вопросе Украины, как это считается на Западе.
Один из тех, кто не боится Владимира Путина, – это бывший нефтяной магнат и критик Кремля Михаил Ходорковский. Господин Ходорковский, некогда самый богатый в России человек и владелец энергетической компании ЮКОС, провел в тюрьме 10 лет – за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. По словам Ходорковского, это было частью кампании Кремля, направленной на то, чтобы взять под свой контроль ЮКОС. Я побеседовала с ним о России и о том, почему он, по его же собственным словам, намерен сплотить людей против войны Путина на Украине.
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ, критик Кремля: На Западе впечатление от российского общества такое, будто оно монолитно поддерживает политику правительства на Украине. Но это вовсе не так. Сегодня в России ко всем, кто выступает с антивоенными демонстрациями, слоганами и так далее, относятся в общем-то очень негативно. Но несмотря на это, мы по-прежнему считаем жизненно необходимым выходить и заявлять о том, что мы хотим продемонстрировать солидарность с украинским народом. Мы надеемся, что открытое высказывание своего мнения, общественные демонстрации – все это поможет многим нашим согражданам понять, что на самом деле происходит в донбасском регионе.
Но сегодня стали известны результаты опроса, согласно которым Владимира Путина поддерживает 86 процентов россиян. Россияне любят своего президента.
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Я бы не стал слишком доверять данным этого социологического опроса. По двум причинам. Во-первых, Россия – это тоталитарное общество, и люди боятся говорить с социологами. Во-вторых, Россия все еще остается под влиянием военной истерии. Эта истерия стихает, но своей хватки еще не потеряла. А в такие времена естественны тенденции, поддерживающие власти, и так далее. И тем важнее рассказать людям правду о потерях, о том, что они на самом деле теряют в этой войне.
Когда вы думаете о своем будущем и о том, чем вы теперь, будучи на свободе, хотите заниматься в жизни, вы видите себя человеком с политическими амбициями в России?
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Я не называю это политикой. Потому что у меня нет интереса занять какую-либо государственную должность. Как активный гражданин, я хочу делать что-то для изменения России. Этим я и занимаюсь.
Но раньше вы говорили, что не хотите заниматься политикой. Что заставило вас передумать?
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: То, что я делаю, я называю общественной деятельностью. Я хочу, чтобы меня слышали, чтобы меня слышали активные люди моей страны, чтобы они реагировали и совершали то, что они хотят.
Вы позиционируете себя политически против Владимира Путина? Такую вы занимаете позицию? Это то, что вы хотите транслировать вашим согражданам?
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Это не совсем так. Я являюсь противником не Путина как человека, а политической линии, которую Путин сейчас проводит в России. Эта политика направлена на изоляционизм, на подавление любого рода политической оппозиции в стране и на конфронтацию с Западом.
Почему вы это делаете? Спрашиваю я потому, что вы же не один год провели в тюрьме - в страданиях, вдали от семьи.
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Возможно, если бы все, что со мной случилось, случилось бы, когда я был на 20 лет моложе, и я бы оказался на Западе, будучи на 20 лет моложе, чем сейчас, тогда, может, я бы и выбрал другой жизненный путь. Но сейчас я уже сформировавшийся человек. Я тот, кто я есть – судьба моей страны для меня важна.
Я читала, в том числе в Financial Times, о вашем состоянии – некоторые оценивают его в 500-600 миллионов долларов. Но вы утверждаете, что оно намного меньше.
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Я ничего не говорил на эту тему. Для меня деньги – это лишь средство, инструмент для осуществления желаемого. А в свете моего противостояния российскому правительству я, конечно, не намерен раскрывать свои карты и показывать им, какие у меня есть инструменты.
Материал предоставлен CNN International.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 27 февраля 2015 года.