В своей политике против России Запад использует стратегию Иммануила Канта, который предположил, что сила денег может быть намного более надежным орудием войны, нежели оружие или дипломатия. Однако, как считает обозреватель Die Zeit Тео Зоммер, санкции против Москвы показали, что данную тактику нельзя считать надежной.
Как считает обозреватель Die Zeit Тео Зоммер, создается впечатление, что все западные государственные руководители в вопросах внешней политики руководствуются трактатом Канта «К вечному миру». В нем философ написал, что сила денег может быть намного более надежным орудием войны, нежели оружие или дипломатия.
Как считает автор статьи, сегодня экономические санкции используются как стратегические инструменты для обеспечения власти и утверждения власти вместо угроз применения ударной военной силы. И Запад, по мнению Зоммера, вполне в духе Канта использует это «экономическое оружие» против России, Ирана и Северной Кореи.
Однако немецкий журналист задается вопросом: а способно ли на самом деле функционировать финансовое и торговое оружие? Не исключено, что именно санкции вынудили Иран сесть за стол переговоров, однако в случае с Россией введенные ограничения не заставили российского президента ни на йоту отойти от своей политики в отношении конфликта на Украине.
«Не удивительно, что теперь все сильнее звучат призывы относительно ужесточения санкций: дополнительные сложности при получении виз, но прежде всего исключение России из системы SWIFT. В самом деле. Ведь интересы даже внутри Евросоюза значительно расходятся. Судя по всему, экономическая война не только создает сложности для России, но и имеет фатальные последствия для нас самих. Не хотим ли мы, если использовать английское выражение, отрезать себе нос, чтобы досадить лицу?» - пишет Тео Зоммер.
Как заключает автор статьи, давление со стороны Америки вряд ли заставит европейцев «отрезать себе нос». Поэтому, пишет Зоммер, новую стратегию власти денег никоим образом нельзя считать надежной.
«"Сила денег", как это представлял себе Кант, судя по всему, не является полностью надежным инструментом войны. Интересы определяют и его применение», - подводит итог немецкий журналист.
Фото: Reuters