В случае отмены международных санкций против Ирана рынок страны откроется для иностранных инвестиций. О том, какие перспективы это сулит российскому бизнесу, - в материале DW.
В соглашении по иранской ядерной программе, предусматривающем существенное сокращение Тегераном мощностей по обогащению урана в обмен на снятие санкций США и ЕС, еще много неясностей. Ожидается, что работа над ним завершится к 30 июня. При этом Вашингтон и Брюссель дали понять, что снятие санкций не последует сразу за подписанием документа. Штрафные меры будут отменяться лишь по ходу выполнения Ираном всех договоренностей.
Между тем в четверг, 9 апреля, всего через неделю после того, как пять стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия достигли договоренности с Ираном, его президент Хасан Роухани заявил, что Тегеран не подпишет соглашение, «если все экономические санкции не будут отменены в первый же день его действия». Однако, несмотря на неопределенность, российские компании уже начали прощупывать почву для возможного сотрудничества с Ираном в случае отмены санкций.
На стадии переговоров
Реализовывать совместные с Ираном проекты готовы автопром, авиаиндустрия и судостроители, заявил 4 апреля министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. АвтоВАЗ, ГАЗ и КамАЗ уже ведут переговоры об организации в стране сборочного производства, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минэкономиразвития. Правда, в министерстве подчеркнули, что конкретных договоренностей пока нет.
Переговоры о возобновлении сотрудничества ведет и «Лукойл», говорил в ноябре президент компании Вагит Алекперов. В 2010 году «Лукойл» объявил о прекращении работы на иранском нефтяном блоке Анаран в связи с введением санкций.
Санкции, связанные с реализацией Ираном ядерной программы, были введены после того, как в 2003 году эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) обнаружили в стране следы обогащенного урана. В 2005 году США первыми ввели штрафные меры, позже к ним присоединились Совбез ООН и Евросоюз. Санкции включают запрет на поставку в Иран оружия и оборудования, запрет на импорт иранской нефти и отключение страны от международной банковской системы SWIFT.
Многообещающий рынок
После введения штрафных мер товарооборот между Россией и Ираном снизился с 3 млрд долларов до менее 1 млрд долларов в год, говорит Нина Мамедова, глава иранского сектора Института востоковедения РАН. Практически остановилось сотрудничество в сферах энергетики и строительства железнодорожной инфраструктуры, отметила она.
«Снятие санкций открывает перед двумя странами возможности восстановления и наращивания сотрудничества», - подчеркнул в интервью DW профессор Высшей школы экономки Алексей Портанский. По его словам, наиболее перспективные области сотрудничества - это металлургия, авиа- и машиностроение, сельское хозяйство и энергетика. По некоторым оценкам, поставки российской стальной продукции в Иран могут возрасти на 60-70 процентов, констатировал эксперт. Кроме того, РЖД может помочь Ирану в модернизации и электрификации имеющихся железных дорог, а также в строительстве новых, добавил он.
По мнению экспертов, снятие санкций упростит и сотрудничество в атомной сфере. «В ближайшие годы "Росатом" однозначно останется важнейшим игроком среди иностранных ядерных компаний на иранском рынке», - говорит Юрий Бармин, аналитик по России и Ближнему Востоку в Delma Institute в Абу-Даби. В ноябре 2014 года Россия и Иран подписали контракт на строительство второй очереди АЭС «Бушер». Годом ранее Россия передала иранским заказчикам первый энергоблок электростанции.
Конкуренты с Востока и Запада
Между тем эксперты отмечают, что на привлекательном иранском рынке российский бизнес может столкнуться с серьезной конкуренцией. Речь идет в первую очередь о китайских компаниях, которым за время действия санкций удалось укрепить свои позиции в Иране, говорит Мамедова.
В свою очередь Тегеран, по-видимому, рассчитывает на укрепление торговых связей с Западом, полагает Бармин. «Для восстановления экономики Тегерану сейчас очень нужны западные инвестиции, а западным компаниям хочется проникнуть на совсем нетронутый рынок Ирана», - рассуждает эксперт. По его мнению, в Москве предвидели такое развитие событий: «Частые контакты между Россией и Ираном в последнее время говорят о том, что Россия спешила заключить как можно больше контрактов с Тегераном, пока на этот рынок не пришли западные игроки».
В ряде отраслей Ирану выгоднее сотрудничать с западными странами, чем с Россией, отмечает Портанский. Например, говорит он, в области высоких технологий Россия вряд ли составит им конкуренцию. Так, оборудование для освоения новых нефтегазовых месторождений Тегеран, скорее всего, будет закупать на Западе, считает экономист. «Мы сами нуждаемся в таком оборудовании», - добавляет он.
ВПК вне конкуренции
Зато во многих других отраслях преимущество будет на стороне России, говорят эксперты. При условии отмены санкций больше всего Москва выиграет от сотрудничества в сфере поставки вооружений, полагает Бармин.
Он напомнил, что у России и Ирана уже есть подписанные контракты в этой сфере. Речь идет в первую очередь о поставке пяти зенитно-ракетных комплексов С-300 стоимостью 800 млн долларов, которая, впрочем, была заморожена в 2010 году вследствие введения санкций против Тегерана. В феврале нынешнего года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что Москва предложила поставить Ирану комплекс ПВО «Антей-2500» - усовершенствованную модификацию снятого с производства С-300.
«Это был важный сигнал Ирану, - говорит Бармин. - Иран планирует масштабное перевооружение армии и флота, при этом Тегеран вряд ли сразу начнет закупать вооружения на Западе, поскольку недоверие между сторонами все еще велико. Поэтому у России есть хороший шанс заполучить многомиллиардные контракты».
Еще по теме:
Дата публикации 10 апреля 2015 года.
Фото: Reuters