Новое мощное оружие из России позволит Китаю взять под контроль огромное воздушное пространство, в том числе вблизи спорных территорий. По мнению обозревателя Nihon Keizai Shimbun, во многом это результат того, что Токио предпочел присоединиться к западной политике антироссийских санкций.
Дело идет к тому, что Россия продаст Китаю свое любимое военное детище, которое не может не повлиять на механику диспута в Восточно-Китайском море. Считается, что это решение российского президента Путина, и оно очень некстати для Японии, сталкивающейся с противостоянием из-за островов Сенкаку.
Продать должны российскую новейшую систему ПРО С-400. Дальнобойность у нее достигает 400 километров, также она может сбивать ракетами истребители и крылатые ракеты.
По утверждению производящей это оружие российской компании, оно может сбивать 36 целей одновременно и применяться против плохо проявляющихся на радарах самолетов-«стелсов» и баллистических ракет. Отправляя систему в Китай, Россия впервые экспортирует ее за границу.
Считается, что Китай уже несколько лет настаивает на ввозе этого вооружения. Но Россия опасается, что Китай завезет совсем небольшое количество С-400 и скопирует эту систему. Были версии, что переговоры затрудняются из-за проблемы предотвращения копирования.
На фоне всего этого в ноябре прошлого года российская газета «Ведомости» сообщает, что Китай и Россия договорились о продаже. 13 числа нынешнего месяца глава российской государственной компании по экспорту вооружений в интервью российской газете «Коммерсант» подтвердил, что страны заключили договор о продаже С-400.
Правительства России и Китая пока не обнародовали это решение, но резонно предположить, что договор уже сверстан.
Итак, как повлияет на ситуацию с Восточно-Китайским морем то, что китайская армия получит себе С-400?
Сегодня Китай закупает С-300 российского производства, но дальнобойность у него – 300 километров, так что в радиус попадает лишь часть воздушного пространства Тайваня. Согласно статье от 18 апреля американской газеты «Defense News», специализирующейся на военной тематике, размещение С-400 позволит не только сбивать различные цели над небом Тайваня, но и расширит дальнобойность до неба над Нью-Дели, Ханоем и Сеулом.
Беспокойство вызывает то, что это не может не затронуть и Японию. «Благодаря С-400 Китай хоть и не сможет завладеть воздушным пространством островов Сенкаку, но расширить ареал ПРО и приблизить его к Сенкаку уже способен», — приводит газета такие выкладки исследователя Кашина из Центра анализа стратегий и технологий.
Япония и Китай понемногу налаживают отношения, например, проведя 22 числа этого месяца встречу между премьером Синдзо Абэ и председателем Си Цзиньпином. С трудом можно представить, чтобы из-за Сенкаку две страны быстро перешли к вооруженному конфликту. Но если из-за С-400 военный баланс станет выгоднее, то, хоть и назови это миром, но есть риск, что китайская армия в морской территории Сенкаку станет вести себя еще увереннее.
И наоборот, Россия знает, что Япония подвергнется подобной опасности, и все равно решила поставить Китаю С-400.
Премьер Абэ и президент Путин, как считалось, выстроили довольно хорошие отношения. Если считать первое правительство Абэ, то эти двое встречались друг с другом уже 10 раз.
Однако после украинского кризиса Япония присоединилась к США и Европе и ввела против России санкции. Между Японией и Россией повеяло холодком. По содержанию японские санкции легче американских, но, как говорят в окружении господина Абэ, «в России с раздражением спрашивают: “Ну зачем Япония до такой степени следует примеру США?"»
В том, что президент Путин одобрил продажу С-400, главным мотивом наверняка стали экономические трудности из-за потока японо-американо-европейских санкций. Но за тем, что решение принято именно сейчас, могло стоять суждение, что «теперь уже нет необходимости иметь в виду Японию».
«Если гнать Россию прочь и толкать ее в китайскую сторону, то это не соответствует государственным интересам Японии», — опираясь на такую логику, с началом украинского кризиса рассуждали в правительстве Абэ, и высказывались мнения, что жестких антироссийских санкций следует избегать.
На это в кругах, отдающих предпочтение японо-американскому сотрудничеству, отвечали: «Если осуждать китайские действия по изменению статус-кво на море и занимать мягкую позицию по поводу российской аннексии Крыма, то это не встретит понимания на Западе». Не стоит давать спуску в сфере антироссийских санкций, заявляли они.
В позициях обеих сторон есть определенное зерно истины. Но каким должен быть баланс? Проблема продажи С-400 вызвала в Японии и такие вопросы.
Автор – Хироюки Акита. Поступил в компанию Nihon Keizai Shimbun в 1987 году. Побывал в отделе политики и бюро в Пекине и Вашингтоне, стал членом редколлегии. Автор книги «Скрытые течения. Дипломатические троецарствие США, Китая и Японии».
Дата публикации 24 апреля 2015 года.
Фото: Reuters