Во Франции по-прежнему существует только два мнения о России: одни эксперты ее полностью поддерживают, другие – считают «монстром с севера, жадным до расширения своих территорий». Поэтому ведущие французские политологи опубликовали в Le Monde призыв создать новую платформу, которая смогла бы исследовать евразийское пространство объективно и в отрыве от сложившихся клише.
Украинский кризис показал, что изменения на постсоветском пространстве оказывают сильнейшее влияние на события в Европе. И дело не только в границах: Россия и Европа делят один континент, и они не могут развиваться раздельно. Поэтому группа французских исследователей и преподавателей университетов опубликовала в Le Monde коллективное письмо, в котором они призывают изменить стратегический подход Франции к анализу отношений с Россией.
Французская стратегическая мысль по России оказалась крайне поляризованной, а дискуссии – скудными, отмечают политологи. Как и во времена Советского Союза, французские эксперты придерживаются только крайних мнений спектра: либо воспроизводят, как под копирку, речи Кремля, либо возрождают мстительную русофобию. «Демонизация и отрицание завели общественное мнение, СМИ и политические и экономические круги в тупик интеллектуальной и стратегической мысли», - пишут авторы статьи.
По мнению политологов, корни происходящего лежат в том времени, когда Россию и другие страны бывшего СССР считали «бедными родственниками» французской политической мысли. Государство тогда самовольно отстранилось от содействия изучению региона, что ускорило снижение интереса к российским и евразийским исследованиям в университетах и истощение стипендий на изучение евразийских языков и культур. Евразия стала «маргинальной сферой» в аналитических центрах, хотя некоторым исключениям все же удавалось преодолевать эту нехватку финансов, человеческих ресурсов и поддержки со стороны государства.
Сейчас, по мнению авторов послания, Франции необходимо сконцентрироваться на создании такой школы глобальной мысли, которая наладила бы диалог между специалистами по внутренней политике, идентичности и культуре с теми, кто занимается внешней политикой, экономикой и обороной. Украинский кризис показал, насколько пересекаются все эти сферы. Кроме того, необходимо наладить сотрудничество между научно-исследовательскими центрами и университетами Франции, а также рассмотреть в глобальном контексте проблемы, которые, как раньше казалось, затрагивали в большей степени только Россию: миграционные потоки, новые трансконтинентальные структуры родом из Китая, связь социальной незащищенности и радикализма.
Пришло время отбросить клише, что Россия – «монстр с севера, жадный до расширения своих территорий», или наоборот, что только Россия может спасти Европу от ее либеральных и трансатлантических демонов, пишут авторы статьи. Они призывают создать новые платформы, где стали бы возможны новые исследования России, которые учитывали бы глубину ее истории, размах экономики, местные особенности и даже плюрализм мнений в российском обществе. Пора бы всем, кто принимает решения, иметь возможность опираться на объективные исследования, которые учитывали бы как давнюю историю российско-французских отношений, так и современную напряженность.
В Германии в январе 2015 года было принято решение о создании нового института по российским исследованиям с бюджетом в 2,5 миллиона евро. Французские политологи, подписавшие письмо в Le Monde, призывают Францию последовать этому примеру: «Достойно сожаления, что Париж не высказывается о важных для будущего Европы вопросах». К тому же подобный исследовательский центр также внес бы свою лепту в возвращение глобального влияния Франции в Евросоюзе и на переговорах с Соединенными Штатами.
«Можно быть уверенным: Россия в ближайшие десятилетия никуда не денется. Если мы будем лучше ее понимать, это позволит нам предвидеть стратегические линии, чтобы лучше защищать интересы Франции и всей Европы в этом важном геополитическом регионе», - пишут ведущие французские политологи в своем обращении, опубликованном в Le Monde.
Фото: Reuters