Le Figaro Оригинал

Le Figaro: Князь Владимир и «Железный Феликс» поборются за Лубянку

На Лубянской площади Москвы может вскоре появиться либо монумент в честь князя Владимира, либо памятник Феликсу Дзержинскому, пишет Le Figaro. Как отмечает корреспондент издания, обе эти исторические фигуры имеют огромное значение для россиян, и вокруг возможной установки монументов разгорелись нешуточные споры.
Le Figaro: Князь Владимир и «Железный Феликс» поборются за Лубянку
Reuters

 Лубянская площадь российской столицы имеет очень «контрастный вид»: «на востоке возвышается величественное здание ФСБ каштанового цвета, на западе — Детский мир”, недавно отреставрированный рай для ребятишек советской эпохи; в центре же — цветочная клумба, а также приткнутый в угол белый камень, привезенный с Соловецких островов и установленный в память о жертвах советских лагерей», пишет обозреватель Le Figaro Пьер Авриль. Но такая «изощренная география» может вскоре измениться «в угоду новой российской историографии по версии Кремля, представляющей собой помесь ностальгии по советским временам и религиозного империализма», иронизирует журналист.

Через несколько месяцев на Лубянке, «напротив бывших подвалов КГБ, где в свое время пытали оппозиционеров», может появиться гигантский памятник князю Владимиру в 24 метра высотой, отмечает Авриль. Если же решение об установке на площади «отца русского христианства» так и не будет принято, там почти наверняка появится памятник Феликсу Дзержинскому, пишет он.

Обе эти исторические фигуры «имеют очень большое символическое значение» для россиян, подчеркивает обозреватель Le Figaro. Владимир - «человек, насильно обративший в 988 году в христианство Киевскую Русь, колыбель современных России, Украины и Белоруссии» - должен, по замыслу представителей РПЦ напомнить об исторических связях между Москвой и Киевом, поясняет корреспондент. Что же касается Дзержинского, у него имеется «немало поклонников в ФСБ», однако «на его руках — кровь примерно 140 тысяч реальных и вымышленных противников революции 1917 года» - по этой причине монумент и был демонтирован в 1991 году, пишет автор. Впрочем, члены КПРФ, которая активно выступает за возвращение памятника на площадь, видит в Дзержинском прежде всего борца за права детей, который «избавил Россию от сирот», отмечает он.
 
В любом случае, «между святым и “Железным Феликсом”» придется выбирать — и полемика вокруг обоих памятников ведется сейчас с удвоенной силой, продолжает Авриль. Противники есть и у того, и у другого монумента: в частности, против Владимира высказывались как «редкие либеральные священники», которым не нравится «официальная святость», так и некоторые политические деятели Украины, «в соответствии с новой украинской идеологией воспринимающие князя как ”основателя Украины-Руси, средневекового европейского государства», пишет журналист. Дзержинский же не устраивает бывших советских диссидентов, убежденных, что его возвращение представляет собой «намеренную провокацию против Запада, наложившего на Россию санкции». Пытаясь отвлечь народ от дискуссий, партия «Единая Россия» предложила в свою очередь установить на площади фонтан, как было во времена Российской империи, отмечает автор
 
Наблюдающие за этим «танцем» российские оппозиционеры уверены, что власти страны лишь симулируют дебаты и на самом деле уже сделали свой выбор, который будет навязан либо РПЦ, либо коммунистам, пишет Авриль. Как бы там ни было, московские архитекторы выступают за установку на Лубянке любого монумента — по их мнению, он сможет «разбавить горизонтальную монотонность площади».
 
 
Фото: Reuters
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
Публикуем в Twitter актуальные зарубежные статьи, выбранные редакцией ИноТВ
источник
Le Figaro Франция Европа
теги
история Москва памятник
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров