Российский Комитет против пыток отказался называться иностранным агентом и самораспустился, сообщает Süddeutsche Zeitung. Это решение было принято на рабочем собрании правозащитной организации. По мнению ее руководителя Игоря Каляпина, слово «агент» равноценно слову «враг» и он не видит перспектив существования комитета с таким правовым статусом.
Жесткий курс России в отношении некоммерческих организаций дает первые результаты, пишет Süddeutsche Zeitung. Комитет против пыток отказался называться иностранным агентом и самораспустился, поясняет автор статьи Франк Ниенхойзен. Руководитель правозащитной организации Игорь Каляпин считает, что «агент» - это термин из середины прошлого столетия, который синонимичен по значению слову «враг». Он пытался оспорить присуждение комитету правового статуса иностранного агента в Минюсте России, но безуспешно. После этого на рабочем собрании организации большая часть ее членов проголосовала за самороспуск.
Согласно российскому закону об НКО те организации, которые занимаются политической деятельностью в стране и получают иностранное финансирование, зачисляются в реестр Минюста в качестве иностранных агентов, продолжает автор. При этом их никто не запрещает, отмечает он. Их только чаще и внимательнее контролируют.
Теперь руководство комитета подумывает о том, чтобы основать «общественное движение», которое не нуждается в регистрации. Однако, по информации издания, в отношении таких инициатив законодательство будет также ужесточено. Условия для работы НКО в России будут и дальше ухудшаться, считает Ниенхойзен. Представитель Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс называет это «тревожным трендом». Впрочем, наблюдаются и положительные изменения, отмечает издание. Наблюдательная организация «Голос» одной из первых попала в списки иностранных агентов, но недавно ее оттуда убрали, а также компенсировали штраф в размере 7 000 долларов.
Фото: youtube.com