Запрет ввоза на Украину 38 российских книг антиукраинского содержания оправдан в условиях войны, указывают многие украинские эксперты. Другие не считают этот метод действенным.
Запрет Государственной фискальной службы Украины (ГФС) на ввоз в страну 38 книг антиукраинского содержания авторства Эдуарда Лимонова, Сергея Доренко, Александра Дугина и других вызвал широкий резонанс среди политиков и журналистов. В список вошли, в частности, произведения с такими красноречивыми названиями, как «Конец проекта "Украина"», «Евразийский реванш России», «Киев капут» или «Сверхчеловек говорит по-русски». Этот запрет стал очередной попыткой Киева противодействовать российской пропаганде.
Информационный карантин
Учитывая агрессивную информационную политику Москвы, эксперты и общественные деятели Украины в целом положительно отнеслись к запрету на ввоз в страну «антиукраинской» литературы. Политолог Александр Палий считает, что борьба с российской пропагандой должна быть даже более решительной. «В таком контексте работают более жесткие методы борьбы за национальную безопасность», - убежден Палий.
С ним солидарна и директор издательства «Основы» Богдана Павлычко. Она считает, что содержание книг, которые внесены в запретный список, – «полная чушь, жуткая и страшная», поэтому они не должны попадать на Украину. «С антиукраинской пропагандистской литературой в Украине, которая уже присутствует на нашем рынке, безусловно, надо бороться», - сказала Павлычко в комментарии DW.
Многие представители литературных кругов идут еще дальше, считая, что на данном этапе Украина должна дистанцироваться от российского культурного пространства. «Я не устаю повторять: нам нужен карантин с Россией, лет на сто, и полная переориентация на мировую культуру», - такое мнение в комментарии DW выразила писательница Светлана Поваляева. Она убеждена, что «враждебный треш», которым, по ее мнению, является российская литература и публицистика антиукраинского толка, «должен быть запрещен».
Произвольный список
В то же время поэт Иван Драч считает, что серьезной угрозы для Украины российские пропагандистские книги не представляют. По его словам, он знаком с творчеством Эдуарда Лимонова, хотя и не с произведением из списка ГФС, и не думает, что «он так страшен». «Я считаю, что наши неумение, неорганизованность, вечная и неискоренимая коррупция вредят национальной безопасности намного больше, чем эти книги», - заявил писатель DW.
Критически оценили инициативу ГФС «Репортеры без границ». В ответ на запрос DW там назвали запрет на ввоз книг «ограничением свободы информации и выражения мнения». Правда, от дальнейших комментариев в международной правозащитной организации в данном случае воздержались.
К критикам создания запретного списка относится и ученый Антон Шеховцов. «Я не считаю, что следует запрещать какие-либо книги. Отчасти потому, что это некоторое повторение российских авторитарных практик по составлению списков экстремистской литературы», - отмечает он. Будучи исследователем праворадикальных движений Европы, Шеховцов, по его словам, знаком по меньшей мере с половиной произведений из списка. Ученый констатирует, что среди запрещенных книг действительно есть немало противоречащих украинскому законодательству изданий. «Они имеют некоторую антиукраинскую направленность, пропагандируют войну, насилие и подрывают суверенитет и территориальную целостность Украины», - пояснил в интервью DW ученый.
При этом если отталкиваться от содержания произведений, подчеркивает он, то список мог бы быть даже шире. «В частности, в нем представлены две последние книги Александра Дугина. Но его перу принадлежат десятки книг, которые очень мало отличаются от тех двух, которые представлены в списке», - говорит Андрей Шеховцов. Исследователь отмечает, что перечень составлен «произвольно» - на усмотрение отдельных чиновников, а не по решению суда.
Еще по теме:
Дата публикации 12 августа 2015 года.
Фото: Reuters