Корреспондент Libération выяснил, что с каждым днем наблюдателям ОБСЕ в Донбассе все сложнее выполнять свою задачу. Они постоянно сталкиваются с обвинениями и угрозами как со стороны украинских сил, так и со стороны пророссийских ополченцев. И несмотря на их подчеркнутый нейтралитет, отчеты наблюдателей все участники конфликта интерпретируют, словно «религиозные тексты», и используют для своей пропаганды.
Наблюдатели ОБСЕ на востоке Украины подвергаются критике как со стороны пророссийских ополченцев, так и со стороны украинцев, кроме того, им постоянно приходится сталкиваться с угрозами и насилием в своей адрес, пишет Libération.
Несмотря на то что наблюдательный пункт ОБСЕ, который удалось посетить корреспонденту Libération Полю Гого, был сооружен на скорую руку, он произвел на него впечатление. С крыши вокзала Донецка, находящегося за несколько сотен метров от аэропорта, за боевыми действиями можно наблюдать почти как за теннисным матчем. Сотрудники ОБСЕ реагируют на каждый выстрел, пытаясь определить его происхождение и точку попадания. Чтобы защититься от сильного солнцепека, в крышу воткнули зонтик. На каждом наблюдателе обязательно надета белая каска, бронежилет и широкая безрукавка с логотипом ОБСЕ, в руках у них – ручка и блокнот, чтобы записывать тип оружия и точное время его применения. Каждые двадцать четыре часа они обязаны обнародовать свои заключения.
«С самого начала, с 21 марта 2014 года, мы многое узнали, поскольку нам пришлось подстраиваться под изменяющуюся ситуацию, – объясняет глава ОБСЕ на Украине Александр Хуг. – Сегодня в нашем распоряжении 800 человек, из них 500 наблюдателей, и бюджет в 90 миллионов евро, благодаря чему мы покрываем всю страну целиком, от Львова до Донецка».
Из-за того что обе стороны конфликта возлагают на наблюдателей ОБСЕ большие ожидания, те вынуждены ограничить свои сообщения, отмечает Libération. Помимо официальных заявлений, от них сложно получить какую-либо информацию. Кроме того, им категорически запрещается общаться с прессой. Что касается их работы на месте, то они присутствуют на многочисленных демонстрациях украинских националистов, наблюдают за передвижениями на российско-украинской границе и координируют минские переговоры. Также они заставляют представителей украинских сил и пророссийских мятежников сесть за стол переговоров, организуют прекращение огня на местном уровне и ведут учет нарушений минских договоренностей.
Но, несмотря на это, их постоянно критикуют. Как признается Александр Хуг, гражданские редко оказывают им теплый прием: «В тех зонах, куда мы нечасто ездим, есть люди, которые не понимают, чем мы занимаемся и зачем мы приехали, поскольку мы – единственная международная организация, которую они видели. Они напрямую выражают нам свои огорчения, проблемы, эмоции, иногда в очень агрессивной форме. Для них мы представляем возможность выпустить пар».
Украинцы упрекают организацию в том, что в ее рядах присутствуют российские наблюдатели (в июле их было 26 человек), сообщает Libération. А ополченцы обвиняют ОБСЕ в том, что она работает на США, поскольку миссия действует по приглашению украинского правительства (в июле она насчитывала 49 американцев). «Мы не держим в секрете количество россиян, которые присутствуют в нашей миссии. Если какой-нибудь член, будь то американец, русский или швейцарец – не важно, превышает свои полномочия или нарушает правила поведения, у нас на этот счет очень строгий регламент: этот человек отправится домой. Такое уже случалось», – подчеркивает представитель ОБСЕ.
Еще украинская сторона постоянно упрекает ОБСЕ в том, что она не докладывает о присутствии российских солдат на территории Украины, говорится в статье. Однако, поскольку неоспоримых доказательств присутствия российских войск нет, организация обязана сохранять объективность, несмотря на оказываемое на нее политическое давление.
В целом отчеты ОБСЕ во многом напоминают религиозные тексты, поскольку в равной степени подвергаются различным интерпретациям и используются в целях пропаганды, отмечает издание. Со стороны ополченцев даже возникло целое протестное движение под лозунгом «Ваше молчание убивает наших детей». Девятого августа четыре бронированные машины ОБСЕ были сожжены, и с тех пор наблюдатели постоянно подвергаются угрозам. Их обстреливают, похищают, но, несмотря ни на что, миссия Александра Хуга не собирается покидать Донбасс, констатирует Libération.
Фото: Reuters