Решительность России на Ближнем Востоке произвела глубокое впечатление на Саудовскую Аравию, особенно на фоне бездействия Обамы, считает израильский историк Мордехай Кейдар. Поэтому ее король торопится с визитом в Москву, стремясь укрепить связи с усиливающимся игроком, отмечает ученый.
Король Саудовской Аравии Салман ибн Абудл-Азиз Аль Сауд нанесет визит в Москву. Израильский ученый-востоковед Мордехай Кейдар считает, что это политический жест, указывающий на то, что Саудовская Аравия стремится заключить альянс с Россией.
Кейдар называет четыре причины.
Первая причина, по мнению Кейдара, слабое положение США в этом регионе, усугубленное тем, что Обама снял с себя обязанности «полицейского всего мира» и начал предвыборную кампанию. В Вашингтоне больше не с кем разговаривать, особенно в ситуации, когда Иранское соглашение – «дело решенное». Саудовцы в ярости от того, что соглашение было одобрено, и рассматривают его как злоупотребление доверием со стороны США.
Вторая причина – решительность, с которой Россия вступила в сирийский конфликт, тем более бросающаяся в глаза в сравнении с неэффективностью ответных реакций США и НАТО. Саудовцы боятся, что Асад, которого они считают еретиком-алавитом и чьему кощунственному, по их мнению, режиму нельзя править мусульманами, останется у власти. Саудовцев также возмущает устроенная «Мясником из Дамаска» «кровавая баня», которая стоила жизни сотням тысяч людей, многие из которых сунниты. Король Салман хочет повлиять на Путина в этом отношении, предполагает Кейдар.
Третья причина – это страх саудовцев перед российско-иранским альянсом. Без поддержки США или Европы, отмечает доктор Кейдар, саудовцы предпочитают руководствоваться девизом «если не можешь их победить, присоединись к ним». Король, как предполагает Кейдар, чувствует, что сможет оказать больше влияния на Иран в том, что касается Йемена, Ирака и Сирии, если присоединится к альянсу, вместо того чтобы стоять в стороне.
Четвертая причина состоит в том, что Саудовская Аравия хочет быть уверена, что Россия не ступит на ее землю, воюя против ИГ*.
Все это, по выражению доктора Кейдара, «подтолкнуло саудовского короля прямиком в мускулистые объятья Путина».
Если сначала Россия говорила о том, что преследует в Сирии ограниченные цели, то есть сохранение режима Асада, то теперь она выражает обеспокоенность тем, что ИГ мало-помалу проникает в бывшие советские республики, такие как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан.
Кроме того, в России имеется множество мусульманских народов, отдельные представители которых могут перейти на сторону ИГ, выражая недовольство политикой России. Вдобавок в российской армии многие низовые должности заняты мусульманами, которые также могут быть завербованы ИГ. И это, замечает Кейдар, недалеко от истины, потому как 200 мусульманских волонтеров среди повстанцев - выходцы России. Один из них – рыжеволосый чеченский командир, воюет неподалеку от Алеппо.
Помимо сказанного выше, отмечает Кейдар, похоже, российские воздушные силы действительно способны изменить ситуацию на земле. В последнее время армия Асада, Хезболла и Иран совершили успешную сухопутную атаку на повстанцев и ИГ. Очень возможно, считает Кейдар, что аппетиты Путина вырастут, когда он почувствует вкус победы, и он пожелает разбить ИГ, прежде чем оно утвердится на территории России.
Действия России, считает доктор Кейдар, показали, что она не хочет ждать НАТО или США и сделает то, что другие сделать боятся, а именно – поведет тотальную войну против исламских экстремистов, чтобы разрушить ИГ, прежде чем ИГ разрушит Россию.
* «Исламское государство» - террористическая организация, деятельность которой в России запрещена (прим. RT).
Фото: Reuters