Российский президент уже «перешел в то состояние Сталина-Гитлера, когда страна воспринимается как придаток к диктатору», уверен оппозиционер Гарри Каспаров. По его мнению, под прикрытием антитеррористической операции Кремль помогает режиму Асада тайно сотрудничать с боевиками ИГ, провоцируя одновременно кризис в Евросоюзе. А инцидент со сбитым Турцией Су-24 показывает, что «путинский миф о неуязвимости» уже охватил всю российскую армию и элиту, и последствия могут быть катастрофические, предупреждает Каспаров.
Шеф-редактор «Обозревателя» побеседовал с известным шахматистом и оппозиционером Гарри Каспаровым, у которого, по мнению украинского журналиста, есть особый дар «предугадывать комбинации и моделировать геополитические партии» по отдельным шагам политиков, замечая «даже те нюансы, которые написаны невидимыми красками». В ходе интервью Каспаров подробно рассказал о ближайших планах Владимира Путина, связях Кремля с «Исламским государством»* и новых войнах в его повестке дня, а также о слабости Барака Обамы и о болевых точках Запада, отмечается в статье.
Отвечая на вопрос о том, зачем Путин «нарывается на войну с НАТО», Каспаров пояснил, что российскому «диктатору» необходима «резкая конфликтная среда». По его словам, сейчас политическое выживание для Путина «эквивалентно физическому», поэтому главная задача для него — оставаться у власти, поддерживая «имидж крутого лидера» за счет внешних конфликтов. При этом российский президент «всегда просчитывает цену развязанных конфликтов», уверен Каспаров: именно поэтому он «остановился» на Украине, отказавшись от «полномасштабного вторжения», чтобы избежать «большого количества жертв со стороны российских военных», и приостановил «провокации против балтийских стран», пока не вмешалось НАТО. Хотя если цена за нефть упадет до 20 долларов, Кремль способен и на более кардинальные шаги, подчеркнул оппозиционер в интервью украинскому изданию.
Каспаров напомнил также, что он лично еще в начале этого года «предполагал, что следующий конфликт будет на Юге». В результате «расчет российского диктатора» на то, что вмешательство в Сирии позволит ему «переключить внимание» мирового сообщества с Украины, а также воздействовать на западное общественное мнение под лозунгом борьбы с терроризмом, во многом оказался верным, считает шахматист. И это дало серьезный козырь «всей прослойке путинских лоббистов на Западе», где сразу нашлось, по его словам, очень много желающих «воспользоваться любым поводом для прекращения конфронтации с путинской Россией». Это позволило Путину «показать имидж крутого парня, который не бросает своих», и принципиально пойти наперерез «пораженцу» Обаме, объявившему еще 4 года назад, что президент Асад «должен уйти», отметил Каспаров: «После аннексии Крыма Путин обрел репутацию политика, способного на самые неожиданные кульбиты. Тогда как Америка, ЕС продемонстрировали неспособность открыто противостоять такому "нахрапистому" поведению. Для многих стран, в том же арабском мире, это был сигнал: с Путиным надо дружить».
В итоге «сирийская авантюра» помогла Кремлю вывести «на новый уровень» отношения с Тегераном и создать коалицию с режимом Асада, в которую, по словам Каспарова, также вступил Иран и «все террористические группировки, им поддерживаемые». Теперь Путин, который уже «продемонстрировал, что никаких лимитов или границ в виде договоров для него не существует», вместе с Ираном попытаются втянуть в конфликт Саудовскую Аравию, чтобы повысить цены на нефть, прогнозирует российский оппозиционер. В интервью «Обозревателю» он напомнил, что основные саудовские нефтепромыслы находятся на востоке страны, населенном преимущественно шиитами. Эта часть населения традиционно лояльна к Ирану и подвергается дискриминации со стороны саудовских суннитов. Поэтому такая «варварская суннитская группировка», как «Исламское государство», вполне может начать там конфликт с Эр-Риядом по указке Кремля, предостерегает Каспаров: «Мы ведь видим, что путинские бомбы стороной "обходят" ИГИЛ. И армия Асада, насколько известно, не воюет с "Исламским государством", а просто покупает у него напрямую нефть».
Еще одним важнейшим фактором, который «поддерживает путинскую веру в необходимость продолжения сирийской войны», но при этом «недооценен на Западе», является огромное количество беженцев, которое продуцирует этот конфликт: все эти беженцы движутся в Европу, создавая «колоссальное напряжение и политический кризис практически во всех странах Евросоюза», и этим, по мнению шахматиста, активно пользуется Москва. Для Путина «генерирование хаоса является ключевым фактором в создании среды собственного выживания», подчеркнул Каспаров в интервью украинскому изданию — поэтому эта «сирийская авантюра» позволяет российскому лидеру создавать новые «болевые точки» и раскалывать Евросоюз, который под гнетом обрушившихся на него проблем не способен выработать единую позицию в отношении Кремля и кризиса на Украине. По мнению оппозиционера, речь здесь не идет о глубокой стратегии, поскольку беженцы шли в Европу и раньше, а «российский диктатор» просто очень быстро среагировал и воспользовался ситуацией.
Кроме того, после решения «на время прекратить свою прямую войну против Украины» у Кремля было не так уж много альтернатив, уверен Каспаров: можно было «аннексировать» другие государства СНГ, например, Белоруссию, часть Казахстана, Грузию или Азербайджан, но все это сулило новые проблемы. «Путин искал на карте у границ России точку переплетения всех его внешнеполитических интересов, и где есть нефть и газ. Президент РФ просто как гончая идет по следу: где пахнет нефтью и газом, там вполне может быть запах путинской серы… Путин думает категориями месяцев, недель, а иногда даже дней. Это другой совершенно алгоритм — это алгоритм выживания. У него нет никакой внутренней игры — экономическая повестка дня исчерпана. Для того чтоб диктатор оставался у власти, он должен демонстрировать собственную незаменимость», — пояснил оппозиционер в интервью «Обозревателю». Чем больше возникает вокруг военных конфликтов, тем легче Кремлю нивелировать продолжающееся ухудшение ситуации в стране, обрезая все государственные расходы и накачивая вооруженные силы, силовые структуры и «пропагандистскую машину», чтобы дотянуть до новой конфронтации, предупреждает шахматист: «Главное — прожить какой-то период, а потом будет новая возможность, и Путин уверен, что в этой новой ситуации он отреагирует быстрее, чем это сделают западные лидеры, которым надо консультироваться со своими парламентами, конгрессами, реагировать на прессу и на общественное мнение».
По мнению Каспарова, российский лидер уже давно «перешел в то состояние Сталина-Гитлера, когда страна воспринимается как придаток к диктатору», а все ресурсы направляются на его «политическое жизнеобеспечение». И теперь складывается «очень опасная ситуация», когда «путинский миф неуязвимости» начинает передаваться российской армии, от генералов до нижних чинов, поэтому и произошел этот инцидент с Су-24, убежден оппозиционер: «Совершенно очевидно, что была прямая команда российского командования пилотам не реагировать на предупреждения. И вот Кремль получил результат многомесячных испытаний НАТО на прочность, когда российские самолеты нарушали воздушное пространство стран Балтии, Великобритании и даже США. Тогда их вежливо выпроваживали, при этом российские летчики делали вид, что ничего не слышали. Но в Турции ответ был немножко другой».
Пока Россия находится в относительной безопасности, поскольку террористы из «Исламского государства» сейчас больше интересуется Европой, а «путинские бомбы на игиловских боевиков практически не падают», заявляет Каспаров. По его словам, военное ядро ИГ состоит из бывших офицеров Саддама Хусейна, которые издавна имели «теснейшие связи с российскими спецслужбами», поэтому Москва располагает «наиболее адекватной и подробной информацией» о том, что происходит в рядах террористов: «Также известно, что ФСБ снабжало документами многих боевиков на Кавказе, чтобы они через Турцию уезжали в "Исламское государство". И логично предположить, что часть этих людей, ушедших с Кавказа в Сирию воевать, они тоже являются осведомителями ФСБ».
Однако в какой-то момент в России будет пройдена критическая черта и возникнет ситуация «за нас думает фюрер», когда «миф неуязвимости» и стремление «подавлять противника своей наглостью» охватят значительное число российских военных, опасается оппозиционер. Тогда «мироощущение диктатора», по его словам, перейдет и ко всей российской элите, и любая «катастрофическая путинская авантюра» может стать реальностью: «Мечта Путина — получить от Запада карт-бланш на масштабную наземную операцию в Сирии, после чего регион фактически перейдет в его распоряжение и распоряжение иранцев».
Каспаров также рассказал в интервью украинскому изданию, что министерство финансов США «раскрыло сеть торговли нефтью» между режимом Асада и «Исламским государством», где посредником якобы выступал некий «российский банк». Причем в числе акционеров этого банка, по его словам, числится и президент Международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов. «Это для меня — не сюрприз, я много лет говорил о том, что FIDE являлось просто "крышей" для илюмжиновской деятельности, полностью контролируемой российскими спецслужбами», — заключил шахматист, обвинивший своего коллегу в том, что на протяжении 20 лет тот якобы выполнял множество поручений ФСБ и внешней разведки, включая и «торговлю нефтью» с ИГ.
Фото: Reuters
* «Исламское государство» - террористическая организация, деятельность которой в России запрещена (прим. RT).