Черногория, разбомбленная НАТО 16 лет назад, теперь в этот альянс вступает – и это свидетельство притягательности евроатлантического сообщества, уверен автор Foreign Affairs. Конечно, Россия будет мешать этому процессу, равно как и вступлению Сербии в ЕС. Но сам факт должен показать в том числе Грузии и Украине, что двери в НАТО для них действительно открыты, считает обозреватель.
Впервые за шесть лет НАТО принимает в свои ряды нового члена – Черногорию. А ведь всего 16 лет назад организация бомбила эту маленькую балканскую страну в рамках интервенции в Косово, напоминает Foreign Affairs.
Со своей двухтысячной армией Черногория вряд ли повлияет на военную мощь альянса, но политические последствия будут серьезные, рассуждает издание. Это символ прогресса, которого добились западные Балканы после кровавых войн 1990-х годов. Чтобы получить приглашение, Черногории пришлось пойти на ряд реформ в политике, законодательстве и военной сфере под покровительством структур НАТО.
То, что страна сумела достичь нужных стандартов за такой короткий срок, многое говорит о «мощном притяжении евроатлантического сообщества», считает автор. Это яркое пятно успеха как никогда кстати на мрачном в целом политическом ландшафте Европы. Сама Черногория благодаря вступлению в НАТО станет региональным лидером – и сможет своим примером вдохновить других, например Македонию или Боснию и Герцеговину, вновь заняться реформами ради членства. Это также послужит сигналом Грузии и Украине, что НАТО действительно следует собственной политике «открытых дверей», уверен обозреватель.
Россия выступает против расширения НАТО из-за страха оказаться окруженной потенциальными врагами, поясняет Foreign Affairs. Внутри страны России Владимир Путин «раздувает угрозу НАТО» как главного геополитического врага с тем, чтобы «вызвать напряженность времен холодной войны и сосредоточить внутриполитическую власть». Из-за этого торможение расширения НАТО – стратегический приоритет для России, и она сразу осудила приглашение Черногории в НАТО как «открыто конфронтационный шаг».
В Москве пообещали пойти на ответные шаги, но, по мнению автора, все это скорее риторика. Черногория более изолирована географически от России, чем Грузия или Украина, так что ответ Москвы будет идти скорее по политическим и экономическим каналам. «Пророссийские группы» уже вышли на улицы Черногории протестовать против членства НАТО и требовать отставки премьер-министра.
Возможно, Россия будет нагнетать внутренние противоречия с тем, чтобы страна показалась слишком нестабильной для вступления в НАТО, пишет автор статьи. Это несложно: против НАТО выступают группы в православной церкви и политических партиях, делающих упор на больших связях с Сербией и Россией. Существенное влияние у России есть и в экономическом плане, особенно в туризме и сфере недвижимости (40% черногорской недвижимости принадлежит россиянам). Москва, например, может ввести против Черногории новые санкции в дополнение к продуктовому эмбарго.
Также, когда 28 членов НАТО будут голосовать по членству Черногории в грядущем году, Россия может «профинансировать» антинатовские партии в «восприимчивых к российским деньгам» странах, таких как Венгрия, Греция или Чехия, чтобы те проголосовали «нет». «В прошлом парламенты членов НАТО всегда переносили решение своих правительств по расширению НАТО, но в свете того, что решение требует единогласного консенсуса всех 28 членов, российское влияние остается риском», — комментирует Foreign Affairs.
Но скорее всего Россия будет действовать так, чтобы не дать Сербии пойти по пути Черногории, уверен обозреватель. В последние годы Россия укрепляла свое влияние в Сербии и сербских районах Боснии и Герцеговины через экономическое и военное сотрудничество. Между тем ЕС параллельно с приглашением Черногории в НАТО объявил об открытии переговоров с Сербией о ее принятии в Евросоюз.
По мнению автора, это был редкий пример скоординированных действий между НАТО и ЕС, которые обычно не могут договориться из-за разногласий между двумя членами – Турции и Кипром. Но это и возможность для России по-новому «подрывать прогресс на Балканах». Из-за кризисов на Ближнем Востоке и Украине для «трансатлантических лидеров» Балканы отошли на задний план, — но пришло время вновь обратить на них внимание, считает американский журнал.
Экономические трудности и кризис беженцев стали серьезным вызовом для «юных демократий Балкан», открыв также новые возможности для российского вмешательства. Босния и Македония страдают от политических неурядиц, мирный договор между Сербией и Косово висит на волоске – все это признаки напряженности, которая скрывается за явным движением в сторону евроинтеграции. Поэтому вступление Черногории в НАТО не означает, что мир в регионе уже предопределен, заявляет автор статьи.
Фото: Reuters