По мнению обозревателя Libération, лидер независимой Украинской народной республики 1917-1921 годов Симон Петлюра был осужден несправедливо. Во-первых, нельзя было возлагать на него ответственность за еврейские погромы на Украине, ведь таковы были реалии той эпохи. А во-вторых, необходимо учесть вдохновляющую роль его личности в революции «майдана».
Симон Петлюра был одним из тех, кто стоял у истоков независимой Украинской народной республики, просуществовавшей с 1917 по 1921 год, пишет философ Пьер Косса на страницах Libération. Этот бывший учитель, придерживавшийся социалистических взглядов, сначала был генеральным секретарем по военным делам УНР, а затем председателем Директории УНР. Обе должности подразумевали непомерную ответственность: нужно было одновременно «сохранить пламя национальной независимости» и противостоять врагам, стремящимся это пламя погасить, – белой армии Деникина, большевикам, полякам – в стране, где все еще предстояло организовать.
Потерпев поражение, Петлюра был вынужден покинуть свою страну, и в 1926 году он умер в Париже от руки Самуила Шварцбурда, сообщает издание. Убийца признался, что застрелил Петлюру, чтобы отомстить за евреев, погибших во время еврейских погромов на Украине. Ответственность за эти погромы в первую очередь возлагалась на Симона Петлюру. Но можно ли было возлагать вину за эти события на лидера свободной Украины, если они были частью реалий той эпохи, задается вопросом автор статьи.
Процесс по делу об убийстве Петлюры в итоге обернулся против самой жертвы: украинского лидера обвинили виновным в погромах, о которых охотно рассказали многочисленные свидетели, отмечает Пьер Косса. Что до убийцы, то его возвели в ранг поборника справедливости и полностью оправдали. Это вызвало ступор и уныние среди украинских эмигрантов, которых во Франции всегда было относительно много. С тех пор предпринималось несколько попыток пересмотреть это дело: кто-то пытался восстановить защитную линию Петлюры, представив улики и свидетельства в его пользу, сокрытые во время самого процесса, а кто-то проводил дебаты на академическом и журналистском уровне.
Вместе с тем многие критики согласны с тем, что Симон Петлюра открыто симпатизировал евреям и даже активно выступал в пользу политики самоуправления для еврейского населения и многократно осуждал погромы. Но главное – смерть этого украинского лидера и процесс над ним оставили глубокую борозду на украинской почве, подчеркивает автор статьи. Его образ был идеализирован сторонниками украинской независимости, став их символом. В нем черпали вдохновение все борцы за национальное возрождение Украины – вплоть до движения «майдана» в 2013 – 2014 годах. Однако истинную историю Симона Петлюры, свободную от всех мифов, которые ее окружают, еще только предстоит написать, констатирует Пьер Косса на страницах Libération.
Фото: Wikimedia / Користувач IgorT