«Сирийская авантюра» Путина в уходящем году была направлена на то, чтобы избавиться от санкций и международной изоляции, — и отчасти России это удалось, считают собеседники Radio Free Europe. В следующем году, по их мнению, Москва продолжит налаживание связей и попытается избавиться хотя бы от части санкций.
Если российский экспансионизм в 2014 году привел Россию к изоляции, то в уходящем году экспансионистская политика Путина вернула ее обратно, отмечает Radio Free Europe. Однако в новый год Россия входит под западными санкциями и под казалось бы бесконечное падение цен на нефть, которые обременяют экономику, а также с неясностями, сопровождающими «экспортно-энергетическую дипломатию» и авиаудары в Сирии.
Главным достижением Путина опрошенные изданием аналитики называют тот факт, что его снова считают подходящим и, возможно, даже полезным для разрешения кризисов политиком. «Как и любой гамбит», попытка российского лидера сопровождается рисками: начавшиеся осенью авиаудары «раздражают» государства Запада и Персидского залива, которые считают, что военное вмешательство в Сирии направлено на укрепление власти Башара Асада. Другие риски – это истощение финансовых ресурсов, расстройство мусульманского меньшинства в стране и усиление угрозы терроризма внутри России.
Хотя сам Путин и менее изолирован в конце 2015 года, более изолированными оказались россияне, отмечает издание: Путин запретил полеты на египетские курорты, а затем приказал турфирмам отказаться от туров в Турцию. Кампания в Сирии явно не убедила США или ЕС прекратить режим санкций, наложенных из-за событий на Украине. Но зато Россия вновь оказалась среди определяющих ближневосточную политику. Это, отмечает эксперт по России Марк Галеотти, «напомнило людям, что Россия имеет вес», а также «сильно способствовало легитимации внутри страны». По его мнению, это «напоминает человека, который выпрыгнул в окно и говорит, что он в порядке, пока в конце концов не ударился о землю».
Галеотти считает, что главной задачей 2015 года было решить связанные проблемы санкций и растущей изоляции, и наиболее наглядно это проявилось в «сирийской авантюре». Сирийский кризис и теракты ИГ* – убийства в Париже и взрыв российского самолета – помогли Путину вновь обрести «дипломатический кураж». Самым ярким контрастом стало то, как с российским лидером обращались на саммитах «Двадцатки» в 2014 и 2015 годах: с более раннего саммита в Брисбене он уехал рано из-за критических нападок, а во время недавней встречи в Анталье Путин встретился с Обамой и рядом других лидеров.
Американские эксперты считают, что Россия пока «не полностью» вышла из изоляции, потому что «мы всегда делали исключения в рамках общей политики изоляции России, когда возникали важные проблемы мировой и национальной безопасности». Госсекретарь Джон Керри тоже отмечал, что «мы постоянно говорили, что миру будет лучше, когда Россия и Соединенные Штаты в состоянии приходить к общему знаменателю и могут работать вместе».
Внутри страны, по оценке Radio Free Europe, антизападная риторика в следующем году не исчезнет, ведь в сентябре 2016 года состоятся выборы в Госдуму. Однако Галеотти уверен, что Кремль будет пытаться выбраться из «болота» на востоке Украины, восстанавливая связи и пытаясь избавиться от некоторых санкций. Возможно, поскольку в странах ЕС тоже пройдут выборы, Путин надеется, что давление популистских движений поможет его попыткам снизить напряженность, утверждает один из экспертов.
Давление, впрочем, есть и в обратную сторону: ряд стран ЕС выступает против второй газовой ветки России в Германию – «Северного потока-2». Они заявляют, что таким образом Москва усилит свое влияние на ЕС в сфере энергетики и подточит единство союза, пишет Radio Free Europe. Испортившиеся связи с Турцией тоже мешают России расширить возможности экспорта энергии в Европу.
Война на Украине и теперь удары в Сирии привели к критике Москвы такого рода, которую редко доводилось слышать после распада СССР в 1991 году, – к обвинениям в убийстве гражданского населения за границей, указывает издание. Также, выступив на стороне шиитского Ирана и поддержанных Ираном боевиков «Хезболлы», Путин рискует впутать Россию в исторический конфликт между шиитами и суннитами. «Путин – не очень хороший стратег. Он разворошил осиное гнездо мусульман-суннитов, которые затаят против него злобу», — уверен бывший заместитель Госсекретаря США Строуб Тэлботт.
Год назад президент Обама выразил надежду, что Россия пойдет по «пути дипломатического урегулирования» украинского конфликта. Спустя год, по оценке опрошенных изданием экспертов, возможность эта до сих пор есть и Вашингтон надеется, что Россия в рамках Минского процесса выведет свои войска с Украины. Это было бы сигналом, что Россия «вновь вернулась к положению, когда она может выступать хорошим соседом и хорошим европейским партнером, – но пока мы этого не увидели».
* «Исламское государство» - террористическая организация, деятельность которой в России запрещена (прим. RT).
Фото: Reuters