JBP: Торговые эмбарго лишь улучшат качество российских продуктов
Весь 2015 год Россия провела под западными санкциями. Но на повседневную жизнь в Москве гораздо сильнее повлияли ответные санкции российских властей, считает кулинарный обозреватель Japan Business Press Нобуо Сугавара.
На одной из центральных улиц столицы открылся ресторан, в котором все готовят из отечественных продуктов. Политика эта обусловлена скорее не патриотизмом, а тем, что все производители известны и это вселяет больше уверенности, пишет автор. Особенно популярен ресторан тем, что подает исключительно российские вино и пиво.
Российское вино стало заявлять о себе после того, как весной 2006 года российские власти запретили грузинское, — и качество его с тех пор существенно улучшилось. В 2013 году запрет на грузинские вина был снят, но российское вино уже стало узнаваемым и набрало популярность из-за соотношения «цена – качество».
Популярный черноморский курорт Анапа и весь Краснодарский край превратился в крупнейший винодельческий регион России, и если ехать по трассе, то многочисленные винодельни напоминают об аналогичных видах в Европе, описывает обозреватель. Старые винодельческие технологии, царившие еще в «нулевые» годы, уступают место современным, — а некоторые предприятия даже выписывают специалистов из Франции.
В «продуктовые» санкции против Запада вино не попало, — однако жители России стали вновь пристальнее приглядываться к отечественным сортам. «Поветрия в российском обществе, которые создаются властями, — это, конечно, невиданная в других странах особенность, однако в результате качество российской продукции определенно растет», — утверждает Japan Business Press.
Еще автор упоминает о российском крафтовом пиве – московского, краснодарского, екатеринбургского и прочего производства. Цены на них в «исключительно отечественном» ресторане приличные – около 500 рублей за бутылку, но, по признанию Нобуо Сугавары, «я не смог устоять перед притягательностью неизвестных марок пива, и на стол одну за другой несли бутылки».
Нельзя сказать, что винный и пивной бум в России напрямую связан с эмбарго властей. «Но то, что в ресторанной сфере России постепенно нарастают патриотические настроения, в определенной степени даже увлекательно», — признается японский автор.
Между тем в другом недавно открывшемся московском стейкхаусе подают говядину российской компании «Мираторг». Дело в том, что последняя около десяти лет назад завезла на свои поля под Брянском коров ангусской породы из Австралии. Благодаря современным технологиям она начала производить высококлассную говядину, и сама компания сравнялась с ведущими организациями мира.
Когда в 2014 году российские власти ввели продуктовое эмбарго, под него попала и говядина из США, которая в российских стейкхаусах была самой популярной. Хотя на замену ей пустили австралийскую и южноамериканскую (бразильскую и аргентинскую), вкус у этого мяса был все-таки другой. И тут мясо из российских ангусских коров оказалось «спасением». Где-то с октября в газетах стали пропадать рекламные объявления различных ресторанов, для которых все-таки настали трудные времена, – и только объявления стейкхаусов остались на виду, утверждает автор.
По словам рестораторов, посетители почти не жалуются на то, что в дополнение к мясу идет довольно мало овощей, – а некоторые даже заявляют, что «русскому человеку мясо нужно, а овощи нет». Невольно думается, признается Нобуо Сугавара, что вот он, признак русского – «выкрикивать патриотические лозунги, даже если ты мужик и просто любишь мясо». Правда, дело скорее в «веяниях современного общества», считает обозреватель.
На волне «расчистки» в продуктовой сфере, которая началась после введения эмбарго, в России появилась и японская икра. Красная икра еще с советских времен была неотъемлемым продуктом для создания закусок, а также шла с блинами. Но тогда она продавалась в банках и подсыхала, поэтому ее нельзя было назвать свежей.
Эту ситуацию изменили дальневосточные компании рыболовной отрасли, заявляет Japan Business Press. Они построили перерабатывающие заводы на Курилах, в Сахалинской области и прилегающей местности, где добытую икру обрабатывают на японский манер и отправляют в европейскую часть страны самолетами, расфасовав ее в полиэтиленовую упаковку.
Прошлым летом одна из точек продажи такой икры открылась недалеко от станции, около которой жил автор статьи. Сначала, по его наблюдению, посетителей было мало, но спустя полгода место стало таким популярным, что не все приходящие помещаются внутри. Знакомые россияне пояснили японскому обозревателю, что стоимость продукта очень неплохая (300 грамм – 1000 рублей), а в отсутствие европейских сыров и мясных нарезок икра лучше всего подходит на роль праздничной закуски.
Правда, отмечает Нобуо Сугавара, Россия в прошлом году запретила в своей экономической зоне на море дрифтерный лов лососевых. А японская икра по большей части была побочным продуктом этого лова, так что в дальнейшем объемы ее производства должны существенно упасть, убежден автор Japan Business Press.
Фото: Reuters