В Сирии, похоже, претворяются в жизнь планы Москвы о восстановлении позиций Башара Асада, ведь идеи США о поддержке «умеренной оппозиции» обернулись пшиком, отмечает Spectator. Москва умело привлекает на свою сторону различные группировки, в том числе и курдов. Но из-за последних она рискует оказаться лицом к лицу с Турцией, которая не собирается терпеть курдское образование у своих границ, подчеркивает издание.
Российские бомбежки в Алеппо всем дали ясно понять, что теперь за то, чем закончится происходящее в Сирии, отвечает Владимир Путин, пишет Spectator. План Москвы о возврате своего союзника Башара Асада к власти быстро воплощается в жизнь. США, Великобританию и остальных это, может быть, и не устраивает, но идея поддержки «умеренной оппозиции» оказалась «фантазией» — и поле осталось за Путиным и Асадом, рассуждает издание.
Перемирие, достигнутое в Мюнхене, лишь укрепило ощущение власти Путина. Согласно условиям договоренности все воюющие стороны должны сложить оружие – за исключением России, самолеты которой продолжают бомбить «террористов». А поскольку Асад настаивает, что «террористами» являются все его враги, то в результате для российских и сирийских ВВС по существу ничего не изменилось, делает вывод автор статьи.
Вообще в конфликт вмешивались как Путин, так и Обама, — но все успехи оказались российскими. Американские ВВС между августом 2014 года и декабрем прошлого года совершили 4669 авиаударов в помощь «умеренной оппозиции» и против ИГ*, но стратегически их воздействие было минимальным. В свою очередь, российские воздушные силы с сентября прошлого года совершали около 510 вылетов каждую неделю и склонили баланс сил в пользу Асада.
Помимо этого Путин стремится примирить различные воюющие стороны в Сирии, отмечает Spectator. Пока Пентагон тратил миллиарды в попытке обучить «армию дружественных демократии умеренных, которых, как оказалось, не существует», российская военная разведка вместе с сирийскими коллегами выявляла среди повстанцев тех, кто готов пойти на сделку с Асадом.
По словам одного российского дипломата, в Кремле составили список из 38 возможных союзников в рядах оппозиции и с октября пытались переманить их на свою сторону. Ряд лидеров повстанцев зимой побывал в Москве. Не все действия властей России принесли успех, но они следуют стратегии, успешно опробованной в начале 2000-х годов: «Награждать тех повстанцев, кто готов перейти на другую сторону и занять место за столом победителей, и одновременно безжалостно бомбить тех, кто сопротивляется».
Новоявленные «лучшие друзья» России сейчас – сирийские курды, пишет британское издание. Недавно силы самоуправления в Западном Курдистане провозгласили себя правительством на территории удерживаемого курдами севера Сирии – и открыли свое первое заграничное представительство в Москве. Тем временем двести российских военных советников были отправлены в подконтрольный курдами город Эль-Камышлы вблизи турецкой границы, откуда Россия может бить по ИГ и «защищать своих новых курдских друзей от нападения со стороны Турции».
Курдско-российский пакт может радикально изменить положение Асада – и существенно увеличить риск масштабной войны, пишет британский журнал. Сделка между курдскими военизированными формированиями (YPG) и Дамаском лишит поддерживаемые США «Демократические силы Сирии» сильных бойцов, а также – еще сильнее запутает политику США в Сирии, ведь курды много лет были ближайшими союзниками Вашингтона. Заигрывания России с курдами ставят ее на путь столкновения с Турцией, ведь в Анкаре YPG считают сирийским крылом запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (PKK). Президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что не потерпит появления де-факто государства сирийских курдов на своей южной границе. Слова его недавно были подкреплены делом: турецкая армия обстреляла позиции YPG через границу.
Путин и Асад, в свою очередь, обвиняют турецкую армию в том, что она снабжает оружием повстанцев. В России ожидают, что Турция пойдет и дальше, отмечает Spectator: «На каком-то этапе полномасштабная турецкая интервенция неизбежна», — заявляет председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Националистические СМИ обеих стран уже перешли к полемической войне, и велика вероятность нового столкновения между ними, утверждает автор статьи. Тогда Турция может потенциально прибегнуть к пятой статье устава НАТО о коллективной обороне, что породит «ужасающий результат: войну НАТО с Россией».
Еще сильнее положение осложняет то, что на прошлой неделе Саудовская Аравия перебросила свои истребители в Турцию для того, чтобы наносить авиаудары внутри Сирии. Турецкий и саудовский МИД договорились, что эти силы могут принять участие и в предстоящей операции по освобождению города Ракка от сил ИГ. Но саудовские силы в Сирии станут «красной тряпкой» для одного из ключевых союзников Асада – Ирана, революционная гвардия которого уже воюет в Сирии.
На конференции по безопасности в Мюнхене сенатор США Джон Маккейн «правильно предсказал», что Россия не будет соблюдать перемирие. Путин определенно частично пытается отвлечь внимание международного сообщества от «собственной незаконченной интервенции на Восточной Украине», полагает издание. Также Путин стремится восстановить статус своей страны как мировой державы. Интервенция в Сирии – это «акт безрассудного геополитического разбоя», как до того – вторжение в Грузию в 2008 году и «аннексия» Крыма в 2014 году, добавляет автор.
«Но стоит задать вопрос: если Асад решающим образом выиграет и настанет мир, то так ли ужасен план Путина?» У Вашингтона и Москвы сходные цели: прекращение боев, уничтожение радикальных исламистов, подобных «Фронту ан-Нусра» и ИГ, создание переходного правительства и в итоге свободные выборы. Даже американцы готовы отойти от ключевого требования повстанцев и согласиться на то, чтобы Асад остался как минимум на время переходного периода. «Если новейший гамбит Путина действительно принесет мир в Сирию, даже если это мир на условиях Асада, то его могут в один прекрасный день счесть успехом, хоть и с корыстной подоплекой».
Правда, пока это самый рискованный ход Путина, и он становится все рискованнее, считает автор Spectator. Раньше, по его мнению, оппонентами Путина были «слабо организованные режимы бывших советских стран». Но в этой сирийской войне его противники — это вспыльчивый и жестокий, как и он сам, Эрдоган и все более воинственная Саудовская Аравия. «Перспектива мира в Сирии теперь зависит от мудрости, сдержанности и доброй воли Путина и Эрдогана. Тревожная перспектива», — заключает журнал.
* «Исламское государство» - террористическая организация, деятельность которой в России запрещена (прим. RT).
Фото: Reuters