Российские миллиардеры страдают от экономического кризиса в стране, но не решаются бунтовать, так как стали заложниками путинской системы, пишет Neue Zürcher Zeitung. Глава Кремля машет кнутом, угрожая деофшоризацией, и приманивает пряником, распределяя госзаказы. В результате олигархи попадают во все большую зависимость от благосклонности Москвы, поясняет автор статьи Беньямин Трибе.
Экономический кризис, падение рубля и санкции Запада привели к тому, что количество российских миллиардеров сократилось на треть, пишет Neue Zürcher Zeitung. Два года назад в списках Forbes значилось 111 миллиардеров из России, в этом году – всего 77. «Но станут ли убытки богатых причиной для восстания против президента Владимира Путина?» - задается вопросом автор статьи Беньямин Трибе. Похоже, что нет, и на то есть хорошие причины, считает немецкий журналист.
Существенную долю ответственности за финансовый кризис в России несет лично Путин, продолжает издание. Экономика, конечно же, страдает и от низких цен на нефть, на которые глава Кремля повлиять не может. Вместе со стоимостью «черного золота» падает и рубль, а инфляция растет. Однако к такому результату привела политика нынешнего президента, который за 16 лет у власти так и не смог избавить страну от сырьевой зависимости.
К тому же Путин «сделал изгоями» всех российских миллиардеров, которые уехали заграницу, пишет Трибе. Своими агрессивными военными действиями на Украине он спровоцировал санкции со стороны США, ЕС и других западных стран, считает журналист. Большая часть штрафных мер касалась не конкретных миллиардеров, а государственных предприятий, но в тех случаях, когда санкции были персональными, урон от них был ощутимым.
Это отлично иллюстрирует пример российского бизнесмена Геннадия Тимченко, который попал в санкционные списки из-за его связей с Путиным, продолжает издание. Ему пришлось продать свои доли в компаниях Gunvor, IPP Oil, Airfix и «Согазе». «Однако тот, кто считает, что Тимченко и другие олигархи стали сокрушаться из-за убытков, будет разочарован», - пишет автор. В жизни за все нужно платить, в том числе и за дружбу с Путиным, отреагировал на сложившиеся обстоятельства российский бизнесмен. По его словам, если государство захочет, он отдаст ему все свое состояние. Конечно же, не все заходят так далеко в своих высказываниях, однако критики в адрес президента практически не слышно, подчеркивает издание. И на то есть простая причина, отмечает Трибе: «Ни один бизнесмен в России не станет богатым, если он не понимает, когда рубит сук, на котором сидит».
Раньше богатых российских бизнесменов называли «олигархами», то есть членами «олигархии», небольшой группы людей, которые держат в своих руках политическую власть, напоминает издание. Это понятие возникло в 90-ые годы, когда во время перестройки в ходе непрозрачной приватизации предприниматели скупали прибыльные госкомпании. В основном такие процессы происходили в энергетическом секторе, который обещал наибольшую прибыль. Россия была банкротом, бизнесмены - богачами. У кого были деньги, тот и обладал властью, в том числе и в политике.
Однако Путин нарушил планы миллиардеров, продолжает издание. И тот, кто не отказался от своих политических амбиций, дорого за это заплатил. К примеру, бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, поплатился за свое упрямство судами и тюрьмой. Впрочем, чуть позже российский президент нарушил пакт о невмешательстве в дела олигархов.
В свой третий президентский срок, глава Кремля запустил кампанию по «деофшоризации», в рамках которой российские предприятия должны были вернуть капитал из-за границы на родину и инвестировать его в отечественную экономику. К тому же Путин обложил миллиардеров налогом на заграничные доходы и ужесточил финансовую отчетность, однако предложил и амнистию, если олигархи вернут капитал в Россию. На фоне украинского кризиса путинская деофшоризация приобрела и «политико-патриотический подтекст», считает автор. Миллиардеры боятся, что «прокремлевские СМИ» выставят их предателями родины.
Проект Путина кажется лицемерным, считает Трибе, ведь как показало расследование «панамских документов», ближайшее окружение президента также замешано в офшорном скандале. «Но если ветер меняет свое направление, то и капитанам приходится менять курс», - пишет Трибе. В 2015 году российский бизнесмен Алексей Мордашов последовал совету главы Кремля и продал все американские заводы своего металлургического концерна «Северсталь». Его примеру последовал и инвестор Виктор Вексельберг. Он перевел активы своего химического концерна «Химпром» из кипрских офшоров в Россию.
Складывается ощущение, что российских богачей утягивает на родину каким-то течением, продолжает издание. Отток чистого капитала из России в 2015 году составил 57 миллиардов долларов – почти на 2\3 меньше, чем в 2014. При этом глава Кремля, который направляет это течение и машет кнутом, также безраздельно заправляет раздачей пряников в России. Из 10 самых богатых россиян за прошедший год свое состояние увеличили только двое: Тимченко и глава компании «Новатэк» Леонид Михельсон. Оба большего всего заработали на госзаказах. Им принадлежат компании, которые занимаются созданием инфраструктур, а также проектами в сферах энергетики и добычи сырья – это те сферы, в которые государство вкладывает миллиарды.
Но доступ к государственной кормушке для миллиардеров ограничен, отмечает Трибе. Ведь у них есть конкуренты: друзья и союзники Путина из спецслужб и военных кругов. Российский президент помог им обогатиться, утверждает издание. При чем наибольшую выгоду из дружбы с главой Кремля извлекли Аркадий и Игорь Роттенберги. Вся прибыль компании «Стройгазмонтаж», которая принадлежит Аркадию Роттенбергу, поступает из государственной казны, пишет Трибе. Forbes оценивает его состояние на 1,3 миллиарда долларов: 69 место в российском рейтинге. «Неплохой бизнес для бывшего партнера Путина по дзюдо», - отмечает журналист.
Чем сильнее российских миллиардеров привязывают к родине, тем больше они зависят от благосклонности Москвы, контролируемых судов и тех, кто распределяет госзаказы. Олигархи, которые раньше сторонился Путина, стараются не выделяться. Те же, у кого есть хорошие связи в существующей системе, предпочитают ими не рисковать. «Даже если в скором времени в стране сформируется оппозиция, то, по-видимому, ее не возглавят те, кто в денежном эквиваленте потерял больше всех», - делает вывод Трибе.
Фото: Reuters