Недавний инцидент с Савиком Шустером наглядно показал, что Киев изгоняет неугодных и нарушает свободу слова так же, как это делает Москва, пишет Foreign Policy. Если во времена «евромайдана» российские политические активисты считали украинских демонстрантов эталоном, то сейчас, когда новоизбранные украинские власти вместо обещанных реформ просто затыкают рты критикам, с Украины вряд ли кто-то станет брать пример.
На этой неделе украинские власти запретили главному телеведущему страны Савику Шустеру работать на Украине, сообщает Foreign Policy. До этого момента Шустер, который имеет канадское гражданство, вел на украинском телевидении русскоязычное ток-шоу «Шустер live», собиравшее четырехмилионную аудиторию каждую неделю. Постановление правительства вызвало бурю негодования: многие политические и общественные деятели резко осудили этот запрет и призвали власти более внимательно рассмотреть дело Шустера, а мэр Киева Виталий Кличко даже предложил телеведущему работу на канале киевской мэрии.
В любом случае, постановление властей уже нанесло удар по имиджу Украины как зарождающейся либеральной демократии, тем более что оно было вынесено после ряда других сомнительных действий, нарушающих свободу слова, пишет издание. Как известно, в 2004 году Шустера также запретили и в России, где он сначала работал директором русской службы радио «Свобода», а затем ведущим ток-шоу «Свобода слова» на канале «НТВ». Ему удалось сохранить эту передачу, даже после того как большинство его коллег покинули страну, но в итоге он был вынужден присоединиться к ним в изгнании, говорится в статье. Кремль был особенно недоволен тем, как Шустер освещал теракт на Дубровке в 2002 году. «Путин сделал абсолютно то же самое, что сейчас делает Порошенко, – полагает журналист. – Сначала Кремль запретил мне работать на “НТВ”, а затем – жить в России».
Что касается украинского президента, то Шустер также вызвал его гнев, констатирует Foreign Policy. Он провел в студии своей передачи опрос, который показал, что подавляющее большинство украинцев недовольны тем, как Порошенко борется с коррупцией. А это последнее, что украинские власти хотели бы услышать. На словах Киев стремится перенять европейские принципы верховенства закона, но, судя по тому, как он распоряжается властью, он совершенно не приблизился к Европе, подчеркивает аналитик Маша Липман. Так, украинское правительство запретило 12 российским телеканалам вещать на территории Украины и занесло в «черный список» множество российских деятелей культуры, включая журналистов.
Впрочем, в отличие от России, на Украине все еще существуют оппозиционные партии, но средства, которые использует Киев, мало отличаются от тех, что использует Москва, отмечается в статье. «В головокружительные дни евромайдана», когда украинские активисты вышли на улицы, чтобы протестовать против тогдашнего президента Януковича и требовать реформ, многие российские активисты смотрели на них, как на эталон. Однако сейчас это уже не тот случай, пишет Foreign Policy. Положение самого Порошенко довольно шаткое: согласно результатам последних опросов, его поддерживает лишь 19% населения. Поэтому искушение принять крутые меры против критиков велико – сможет ли он устоять, задается вопросом обозреватель Foreign Policy.
Фото: Reuters