Le Temps: Улюкаев уверен, что российской экономике становится лучше
Министр экономического развития Алексей Улюкаев совершил деловую поездку в Женеву, чтобы присутствовать на церемонии открытия постпредства России при ВТО, а заодно заверить заинтересованные в сотрудничестве с Москвой швейцарские компании, что страна преодолевает кризис. О целях своего визита, прошедшего в условиях «максимальной конфиденциальности», политик рассказал в интервью швейцарской Le Temps.
Курс рубля «упал до преисподней», потеряв за два года 40 процентов в стоимости, инфляция достигла 15 процентов, долг регионов огромен, не говоря о беспрецедентном давлении международных санкций на финансовую систему страны – такой видит экономическую ситуацию в России швейцарская газета. У министра экономического развития страны, однако, иное видение.
Несколько месяцев назад на экономическом Гайдаровском форуме, «московском эквиваленте швейцарского Давоса», Алексей Улюкаев призывал «готовиться к худшему», сегодня он уверяет, что «худшее позади». «Всего несколько месяцев назад энергоносители составляли 50 процентов российского бюджета. Сейчас мы перешли к показателю в 40 процентов», - объясняет перемену взглядов министр.
«Худшее позади, - уверяет он. – Россия адаптировалась к новому макроэкономическому окружению. Она приняла тот факт, что спрос на сырье [нефть, газ, металлические полезные ископаемые и прочее] останется слабым и что не стоит надеяться на ощутимый рост цен».
Улюкаев уверен, что период сильной инфляции тоже остался в прошлом. Он также отметил улучшение торгового баланса, признав при этом, что чистая утечка капиталов все же продолжается, но в объемах в пять раз уступающих прошлогодним показателям.
Если судить «объективно, учитывая здоровое состояние нашего счета движения капитала и наш торговый баланс», ситуация некритична. «На смену сильному обесцениванию рубля пришла ревальвация, как номинальная, так и реальная. В этом году рубль достиг своей самой низкой стоимости – порядка 82 рублей за доллар. Сейчас его стоимость составляет 65 рублей за доллар».
По словам Алексея Улюкаева, за год индекс российской фондовой биржи поднялся на 25 процентов. Также удалось справиться с сокращением промышленного производства. «Я полагаю, что в ближайшие месяцы, несмотря на недостаток инвестиций – явление, которое, однако, после 2017 должна сменить обратная тенденция, статистика покажет рост нашего ВВП», - оптимистично отметил он.
Основная цель швейцарской поездки, какой ее видит российский министр, состояла в том, чтобы описать потенциальным инвесторам нынешнее состояние российской экономики. Улюкаев также заявил Le Temps, что хотел бы «вдохнуть новую жизнь в наши отношения и укрепить их, особенно с франкоговорящими кантонами».
«Швейцария – исторический партнер [России]. Я долгое время поддерживал превосходные отношения с моим швейцарским коллегой Йоханном Шнайдером-Амманном, - вспоминает министр экономического развития. – Конечно, по некоторым направлениям наше сотрудничество прервалось по политическим причинам».
Хотя Швейцария и не присоединилась к европейским санкциям, направленным против Москвы, «из-за ряда введенных ею процедур она оказалась крайне к тому близка, чтобы не сказать выразила солидарность», отметил российский политик. В результате, объем торговли между двумя странами значительно сократился.
Тем не менее, как Алексей Улюкаев уверил швейцарское издание, что его визит следует расценивать как намерение России «возобновить отношения, вернув им прежнюю динамику и усилив ее».
В интервью с Le Temps Улюкаев также коснулся проблемы безрезультатных переговоров со странами-экспортерами нефти. В неудаче переговоров, по словам министра, следует винить Саудовскую Аравию, «которая в последний момент вернулась к мораторию относительно Ирана».
Изначально Ирану разрешили достичь уровня производства, который был до введения в отношении него международных санкций, но «Эр-Рияд захотел, как по политическим, так и по экономическим соображениям, чтобы Тегеран сразу присоединился к договору [о заморозке добычи]», - объяснил Алексей Улюкаев.
Впрочем, поспешил успокоить он, эта неудача несерьезная: «мы на заре баланса между спросом и предложением на рынке нефтепродуктов. Я убежден, что к концу года нам даже не понадобится останавливать добычу».
Что касается санкций, введенных против России, то политик заверил, что – какой бы сильный урон ни нанесли эти санкции российской экономике и какими бы несправедливыми Россия их ни считала – она не станет жаловаться в ВТО.
«Это политические санкции. ВТО занимается вопросами экономического характера. Россия, которая считает необходимым разделение этих двух царств, не хочет создавать прецедент», - пояснил позицию Москвы Алексей Улюкаев.
Фото: Reuters