Наибольшей властью на Украине обладают члены военизированных неонацистских группировок и те, кто принимал участие в военных действиях на востоке страны, пишет Libération. У новой полиции после реформы МВД полномочия весьма ограничены. Это неудивительно, отмечает журналист французской газеты: даже главу МВД Арсена Авакова пригласили на этот пост из-за его влияния на криминальные круги, поэтому на руководящие посты он ставит людей из своего окружения.
Начальник департамента противодействия наркопреступности Национальной полиции Украины Илья Кива признался, что готов нарушать букву закона ради благих целей. «Сражаясь в Донбассе, я понял, что для того, чтобы кто-то выжил, другой должен умереть». И, как отмечает журналист Libération Себастьян Гобер, это не провокация: нынешние украинские власти верят, что цель оправдывает средства, а себя считают скальпелем, который должен вырезать опухоль.
Сам Кива – помимо того, что занимает государственный пост в Нацполиции Украины, – руководит местным отделением «Правого сектора»* и возглавлял батальон добровольцев на востоке Украины, что приблизило его к министру внутренних дел Арсену Авакову. Он стал бороться против распространения наркотиков с помощью бойцов военизированных подразделений, которые известны своими радикальными и открыто неонацистскими позициями.
И все же журналист издания настаивает: в послереволюционной стране, парализованной войной, экономическим кризисом и коррупцией, ультраправые и националистические группировки обладают лишь незначительным влиянием, хотя и вызывают сочувствие у властей. Зачастую эта симпатия продиктована очень прагматичными мотивами, отмечает издание.
Адвокат и брат депутата Мустафы Найема Маси Найем обвиняет во всем экс-министра Арсена Авакова. По его словам, единственное подразделение, которое удалось реформировать, это дорожная полиция, но ее полномочия крайне ограничены, тогда как у Кивы огромная власть.
Другой собеседник журналиста, бывший высокопоставленный чиновник МВД, и вовсе называет Авакова авантюристом и деловым человеком, которого приблизили к власти прежде всего из-за его влияния на криминальные круги. Но при этом и на руководящие посты он назначал и окружал себя «людьми дела», способными на все. И все же, когда закон игнорирует уже высокопоставленный офицер полиции, становится опасно, отмечает автор статьи, тем более на фоне реформы полиции, которую Киев пытается провести.
Сам Аваков пережил политический кризис, в результате которого был смещен премьер-министр Арсений Яценюк. Однако его заместитель, грузинский реформатор Екатерина Згуладзе подала в отставку, высказавшись при этом про «океан коррупции, нигилизма, бюрократии», с которым столкнулась. А Маси Найем, в свою очередь, инициировал судебные расследования против чиновников, которые замалчивают деятельность Ильи Кивы, но последнего так и не допросили.
При этом сам Кива отказывается даже проходить переаттестацию, которая по новой реформе нужна, чтобы служить в полиции. Такое поведение некоторые называют контрреволюцией, но для таких, как Кива, это важное достижение, пишет Libération.
* «Правый сектор» – террористическая организация, деятельность которой в России запрещена (прим. RT).