Мировые лидеры и западные СМИ, постоянно трубящие о борьбе с терроризмом, не посчитали нужным поздравить Сирию и Россию с очень важной победой – освобождением Пальмиры, уникального объекта мирового культурного наследия, пишет American Herald Tribune. Даже те СМИ, которые упомянули об этом событии и символических концертах в освобожденной Пальмире, представили искаженную картину и не отразили отношения самих сирийцев к происходящему, подчеркивается в статье.
Представители четырех американских СМИ должны были посетить Пальмиру в составе делегации иностранных журналистов вскоре после освобождения, но почему-то
отменили поездку за день до мероприятия. Вскоре
в Пальмиру отправилась еще одна делегация, состоявшая из независимых репортеров, но их
рассказы об освобожденном городе почему-то проигнорировали все основные газеты и телеканалы.
5 мая древний город снова стал центром удивительных событий. Спустя лишь месяц после освобождения Пальмиры сирийскими вооруженными силами при поддержке российской авиации в римском амфитеатре состоялся удивительный концерт, значимый и знаковый как для Сирии, так и для России.
Вот что
написал об этом мероприятии новостной сайт Sputnik:
«Министр культуры Сирии Исам Халиль сообщил, что концерт всемирно известного Симфонического оркестра Мариинского театра в сирийской Пальмире приурочен ко Дню Победы». Sputnik также
приводит слова российского президента Владимира Путина, который обратился к слушателям и музыкантам в режиме телемоста:
«Рассматриваю это как знак благодарности, памяти и надежды. Благодарности всем, кто борется с терроризмом, не жалея при этом даже своей жизни. Памяти о всех жертвах террора вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности».
В своем вступительном слове знаменитый дирижер Валерий Гергиев
сказал:
«Нам трудно передать чувства, которые мы испытываем – я и мои коллеги-музыканты. В музыке, которая прозвучит сегодня, наша душевная боль, негодование, протест против варварства и насилия, против нелюдей, уничтожавших бесценные памятники мировой культуры, устроивших здесь место массовых казней. Но в этой программе также есть музыка, выражающая чувство огромного оптимизма и надежды. Наш концерт в истерзанной Пальмире – это призыв к миру и согласию, это обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом, с терроризмом».
Концерт назывался
«С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены», в его программе были произведения русских композиторов Сергея Прокофьева и Родиона Щедрина. А началось выступление с чаконы из партиты ре минор для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха в исполнении известного российского скрипача Павла Милюкова. Представляя чакону, Гергиев сказал:
«Это произведение символизирует величие человеческого духа и как нельзя лучше подходит сегодняшнему событию». (Полную версию концерта без комментариев можно посмотреть
здесь.)
Второй концерт под названием
«Ворота солнца» состоялся в Пальмире в
День мучеников. Великолепные театральные колонны сияли в вечерней тьме, мероприятие длилось
более двух часов, в программе выступили Национальный ансамбль арабской музыки, Сирийский национальный симфонический оркестр, оркестр Марии и хор Аль-Фарах (отрывки можно смотреть
здесь).
Агентство
САНА сообщает, что помимо обычных сирийских граждан и журналистов на мероприятие также приехали
«родственники мучеников, погибших в Пальмире и других районах Сирии». Концерт начался с
«оды мученикам». Журналист Алаа Ибрагим, который
вел репортажи с передовых позиций сирийской армии, освобождавшей Пальмиру, также был в эфире во время концерта,
выступая на фоне развевающихся сирийских флагов:
«В прошлом году террористы ИГ казнили 25 сирийских военных здесь, в Пальмире, в самом сердце страны. И вот, год спустя, правительственные войска освободили город. И сейчас здесь идет концерт, выступление проходит на той же сцене, где были казнены солдаты. Их убили подростки-радикалы. Сегодня же сирийское правительство представляет здесь группу детей и подростков, которые будут выступать на этой самой сцене».
После освобождения Пальмиры сирийские солдаты и
российские саперы провели серьезную работу по разминированию города – боевики «Исламского государства» оставили после себя тысячи мин.
Russia Today
сообщает:
«В апреле российские инженерные войска в полном объеме выполнили задачу по разминированию Пальмиры, обезвредив почти 3 000 взрывных устройств на 230 гектарах (2,3 квадратных километра) и уничтожив тем самым "один из крупнейших арсеналов террористов", состоящий из 12 000 взрывных устройств».
И все же это удивительно, что такой масштабный концерт, где выступили всемирно известные музыканты, смог пройти сейчас, когда Сирия и ее союзники сражаются с терроризмом, пришедшим в страну по вине НАТО, Турции, стран Персидского залива и Израиля.
Почести убитым
Агентство САНА
объясняет, почему День мучеников так важен для сирийцев:
«Более полувека прошло с того дня (6 мая 1916 года), когда сирийские националисты и интеллектуалы были казнены на площади Марджех в Дамаске по приказу османского правителя Джемаль-паши, которого называют Ас-Саффах (Кровавый Мясник)... В этот день сирийцы чтят память тех, кто отдал жизни за родину, а также думают о сирийских солдатах, которые сражаются на поле боя сейчас».
Журналист Ассер Хаттаб, представляющий
Middle East Channel (MEC), присутствовал на концерте 6 мая и рассказал о значимости этого мероприятия:
«Вчерашний концерт почтил память мучеников на том самом месте, которое бойцы ИГИЛ использовали для совершения своих преступлений. Эта акция ясно говорит: мы никогда не капитулируем, никогда не сдадимся. Террористы показали всю суть своей идеологии на сцене амфитеатра, а мы показали свои убеждения, делая это уже не в первый раз. И теперь всем понятно, чья идеология сильнее».
На концертах также почтили память сирийского археолога
Халида Асаада, убитого террористами ИГ. Это преступление подробно
описала Фелисити Арбутнот:
«В июле амфитеатр Пальмиры стал сценой для казни двадцати пяти сирийских солдат – их убивали подростки, которым, по словам очевидцев, было не больше 13-15 лет. Всех узников поставили на колени и убили выстрелами в затылок. (6) 18 августа бойцы, получающие американскую помощь, обезглавили 81-летнего профессора археологии, доктора Асаада, потому что он отказался выдать преступникам ценные артефакты. Об этом рассказал сын профессора – его схватили вместе с отцом, но потом освободили. Тело ученого повесили на одной из древних греко-римских колонн, поместив голову убитого между его ступней».
Не забыли участники акций и о 25-летнем российском спецназовце Александре Прохоренко, который «был убит недалеко от Пальмиры при выполнении боевого задания – он корректировал удары российской авиации по целям ИГ», – сообщает Russia Today. «Он пал смертью храбрых, вызвав огонь на себя, после того как попал в окружение террористов».
Искаженная корпоративными СМИ картина
Основными крупными англоязычными СМИ, освещавшими концерт 5 мая, стали Russia Today и Sputnik News. Под освещением я имею в виду честное, уважительное и соответствующее статусу мероприятия отношение.
Большая часть западных корпоративных новостных тяжеловесов воспользовались этим информационным поводом для антироссийской риторики и, как и ожидалось, обвинений в адрес Сирии. Самое главное, что они категорически отказались признавать благодарность и радость сирийцев в связи с освобождением Пальмиры (не говоря уже о том, чтобы присоединиться к журналистам, которые отправились в старинный город сразу после освобождения) или значение концерта российских музыкантов.
Британское издание Telegraph оказалось единственным из западных изданий, чей тон, как ни странно, выделялся на фоне Guardian, BBC, New York Times, Reuters и прочих.
Статья Telegraph оценивает событие по справедливости, а также отмечает важность самой даты для России и приводит цитату из выступления Путина.
«Концерт очень четко вписался в программу торжественных мероприятий по случаю Дня Победы, который ежегодно отмечается в России, и воспел военную мощь современной России», – пишет Telegraph.
Но уже два дня спустя, будто извиняясь за достойное освещение в первый раз, Telegraph опубликовал еще одну
статью. Изначально она называлась
«Концерт в Пальмире походил на игру на скрипке Нерона во время пожара Рима». Сейчас заголовок уже другой, и это правильное решение, ведь сам концерт упоминается только в четырех последних абзацах. До этого идет безвкусная демагогия и беспочвенные обвинения со ссылкой на созданную иностранными государствами группу «Белые шлемы» и дискредитированную организацию «Врачи без границ», работающую в районах, оккупированных «Фронтом ан-Нусра»* и другими террористическим группировками.
Узнать, почему нельзя доверять ни «Белым шлемам», ни «Врачам без границ», можно здесь:
«"Белые шлемы" вывели на чистую воду, появилась петиция против их выдвижения на Нобелевскую премию мира» (
ссылка) и
«О предвзятости и пропаганде в Сирии. Открытое письмо "Врачам без границ"» (
ссылка).
Реакция в Сирии
Но что же сами сирийцы думают о концерте в Пальмире и о самом освобождении города несколькими неделями ранее? Сирийцы в Сирии и за ее пределами ответили на мой вопрос. Ниже приведены некоторые из их комментариев.
«Возвращение жизни и цивилизации в древний город после периода казней и терроризма», – Хади Маклуф, руководитель отдел соцсетей агентства MEC.
«Это символ великой победы. Этим мы показали им, что нас не сломить», – Самер Хуссейн, адвокат.
«Что цивилизация победит, а варвары будут побеждены», – Зейнаб Салах, писатель.
«Для меня, сирийца, это отражает суть конфликта. Мы видим контраст между казнями сирийцев боевиками ИГИЛ в древнем амфитеатре, когда все зрители, включая детей, вынуждены смотреть на кровь, и музыкальным концертом, выражающим истинные чаяния цивилизованного сирийского народа», – Ияд Худер, журналист, Дамаск.
«Наконец-то Пальмира вернулась. Траур снят. Я видел ангелов мучеников любимой Сирии; прекрасные лица матерей, детей и солдат, которые защищали нас сверху. Было и радостно, и грустно. Я горд, что радуга вернулась в Пальмиру, но я не могу забыть про наши потери. Надеюсь лишь, что радуга встанет надо всей Сирией», – Эми Аббас, переводчик.
«Стойкость, победа и воля. Истина победит», – Лулва Касават, архитектор.
«Вчерашний фестиваль дал всем понять, что сражение в Сирии касается не только геополитики или энергоресурсов, это и схватка цивилизации, тех, кто поддерживает гуманистические ценности, с теми, кто хочет возврата Сирии в каменный век», – Кеворк Алмассян, политолог, исследователь и публицист.
«В ходе военного конфликта террористы ИГ и их сторонники уничтожали и разграбляли историческое наследие Сирии. Однако сирийской армии и ее союзникам удалось остановить кровавые, разрушительные и омерзительные действия террористов. Сегодняшний концерт напомнил нам о тех, благодаря которым этот праздник состоялся. Мы гордимся ими. Освобождение Пальмиры укрепило мою веру в то, что Сирию не победить, веру в бессмертие народа, защищающего свою землю, суверенитет, культуру и историю. Мы праздновали рождение новой победы», – Раша Махфуд, журналист.
«Я сирийка, живущая за рубежом. Учитывая, что всего лишь пару месяцев назад поддерживаемые Западом террористы убивали людей на этой же самой сцене, вчерашний концерт символизирует возрождение страны и цивилизованной нации. Я из Алеппо и с нетерпением жду того дня, когда подобный воодушевляющий концерт состоится в старинной Цитадели», – Мэри Мердханян, США.
В голосах сирийцев слышится глубина и истина, которую не отметит ни один западный лидер или корпоративные СМИ. Закончить хотелось бы
видеозаписью сирийца Реме Сакра в Пальмире 6 мая, в которой воспеваются погибшие и демонстрируется любовь и стойкость сирийцев, радующихся за свою родину. Надпись над клипом торжественно гласит:
«Тем, кто погиб на этой самой сцене. #Пальмира».
Автор статьи: Ева Бартлетт, активист, независимый журналист, эксперт по Ближнему Востоку.
Дата публикации 08 мая 2016 года.
* Террористические организации, деятельность которых в России запрещена (прим. RT).
Фото: Reuters