Команде грядущего президента США предстоит тяжелая задача – разорвать со старыми подходами к России и сформировать новую стратегию, беспристрастную и многогранную, объявляет политолог Томас Грэм на сайте National Interest. Вашингтону стоит относиться к Москве как к важной составляющей миропорядка, меньше внимания тратить на ее внутреннюю политику и внимательнее приглядываться к ее действиям на международной арене, советует автор.
США нужна новая полномасштабная стратегия в отношении России, уверен политолог и директор фирмы Kissinger Associates Томас Грэм. Цель интегрировать Россию в евро-атлантическое пространство, которая руководила политикой Вашингтона с конца холодной войны, явно неосуществима: Россия в этом больше не заинтересована. Она намерена утвердиться как независимая держава на пространстве Евразии, констатирует эксперт в статье на сайте National Interest.
Американская стратегия способствовала безопасности и процветанию евро-атлантического пространства (пока Джордж Буш – младший не «перегнул палку», стремясь принять в НАТО Грузию и Украину), но у нее был изъян: она зависела от превращения России в свободное, рыночное и демократическое национальное государство. США этого добиться не смогли бы при всем желании: «Это зависело от выбора самих россиян. Если оглянуться назад, то мы явно сделали фундаментальную ошибку, отдав успех нашей большой стратегии в руки другой страны с интересами, не совпадающими с нашими, и лидерами, которые намеревались управлять ею так, как сами считали нужным».
При составлении новой стратегии на Россию нужно взглянуть ясным взглядом, подчеркивает Томас Грэм. Сегодня дискуссия на эту тему поляризована: ее участники либо считают Россию основной геополитической угрозой, либо уверены, что эта страна уже неважна. Для начала Россия еще как важна, пишет автор: у нее один из крупнейших ядерных арсеналов в мире, научное сообщество мирового уровня для развития современных военных технологий, богатейшие запасы природных ресурсов и расположение вблизи ряда стратегически важных регионов (Европа, Ближний Восток и Восточная Азия).
Даже в «усеченных обстоятельствах» Россия сохраняет повадки и образ мыслей мировой державы, отмечает автор. У нее первоклассный дипломатический корпус и «все более умелая армия», а также намерение пользоваться ими обоими. Она еще многие годы будет оставаться ключевым элементом зарождающегося миропорядка, хотя при этом будет сталкиваться с серьезными вызовами, которые сузят рамки возможной угрозы с ее стороны для США.
Геополитически Россия впервые в новейшей истории окружена регионами, которые динамичнее ее самой: с востока – Китай, с запада – Европа, а юг «переполнен» энергоносителями, описывает аналитик. Эти вызовы определяют очертания стратегии самой этой страны: она стремится утвердить свое превосходство на пространстве бывшего СССР как своей исторической сферы влияния, а Китай ей нужен как противовес США в стратегическом плане и ЕС – в торговом отношении. Трениями внутри Европы она пользуется, чтобы регион не превратился в мощную силу, а Вашингтон она хотела бы вынудить действовать «как обычную державу, то есть такую, которая при продвижении своих интересов берет в расчет другие державы, в первую очередь Россию».
Удастся ли все это Москве – вопрос открытый. Пока ей с трудом удается даже сохранять позиции на постсоветском пространстве, комментирует Томас Грэм. Одно ясно: для успеха Россия должна восстановить исторический динамизм, но успех в этом тоже под вопросом. Хоть у российского государства и есть возможности для мобилизации ресурсов общества на собственные цели, структура власти мешает освобождению креативной энергии страны, которая нужна для реализации великодержавных амбиций в долгосрочной перспективе, уверен автор статьи. К тому же процесс реформирования устройства власти воскрешает в умах нынешней элиты воспоминания о горбачевской перестройке, которая привела к развалу СССР.
Эти «геополитическая головоломка и внутренний вызов» подпитывают ощущение уязвимости, что выливается, например, в создание подконтрольной лично Путину Национальной гвардии, в регулярные напоминания о ядерной мощи России и в провокационные военные вылазки в Европе. Вдобавок Россия, вероятно, вступила в полосу длительной стагнации. Нынешняя напористость России может быть вызвана тем, что сейчас ее силы находятся в наибольшем соотношении к мощи США и Китая, – и потому это наилучшее время, для того чтобы определиться с темой миропорядка и утверждения в нем российского статуса как великой державы XXI века, рассуждает политолог.
Какими принципами должна в отношении России руководствоваться следующая президентская администрация в США? Для начала Томас Грэм советует принять тот факт, что мы все вступили в новую эпоху. «Не нужны ни перезагрузка, ни поиск стратегического партнерства или восстановление устоявшихся способов ведения дел. Не стоит нам также возвращаться к жесткому соперничеству времен холодной войны с упором на сдерживании. Скорее нам стоит подходить к России на основе жестких расчетов национальных интересов и несентиментальной, неидеологизированной оценки того, как Россия может нам помочь или помешать в достижении наших целей», – пишет он.
США должны «больше сосредотачиваться на внешнем поведении [России] и меньше – на ее внутренней политике». Новые отношения будут «смесью соревновательности и взаимодействия, сопротивления и примирения – короче говоря, нормальными отношениями между крупными мировыми силами». Новая политика должна быть подстроена под различные роли, которые Россия в разных регионах и темах может сыграть для национальных интересов США, считает автор статьи в National Interest.
В Европе Россия бросила вызов американским интересам, нарушив признанные нормы отношений между странами и подтачивая единство Европы, – этому надо сопротивляться. В Восточной Азии Россия может стать партнером при создании баланса сил, в котором Китай будет набирать в весе, но не подрывать основные интересы США. На Ближнем Востоке Россия отвоевала себе место за столом и может быть то партнером, то соперником при урегулировании сирийского кризиса. Арктика может оставаться зоной сотрудничества для сохранения хрупкой экосистемы и использования коммерческого потенциала региона.
В международной тематике – нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом, энергетическая безопасность, изменение климата и угрозы пандемий – есть большой потенциал для взаимодействия, если только США будут избегать преувеличений, очерчивая круг общих интересов. Опыт Сирии, поясняет автор, показал разное представление о терроризме в Москве и Вашингтоне, и по другим международным темам у стран есть такие же расхождения в оценке масштабов проблемы, методах ответа на нее и степени ее важности.
Серьезный вызов для Вашингтона – составить целостную политику в отношении России из различных подходов в разных сферах. «Как структурировать украинские санкции так, чтобы не подтолкнуть ослабленную Россию в объятия Китая на Востоке и в Средней Азии? Есть ли способы привлечь Россию к сотрудничеству на Ближнем Востоке, которые не подорвали бы наши интересы в регионе и которые помогли бы разрядить напряженность в Европе? Как бы мы ни хотели отделить темы друг от друга, мы этого сделать не сможем потому, что для русских все связано между собой и доверие не делится, а также потому, что серьезное несоответствие сил побуждает русских искать ассиметричные и оригинальные ответы на те вызовы, которые мы, как им кажется, для них представляем».
Поэтому российская политика американской администрации должна курироваться высокопоставленным чиновником, близким к президенту, заявляет Томас Грэм. Только такой человек сможет справиться с бюрократическими задержками и увязать друг с другом различные политические составляющие. Администрации предстоит нелегкая задача – порвать с общей стратегией постсоветского периода и составить новую. Но сформулировать и воплотить в жизнь такую тонко сбалансированную политику США должно быть вполне по силам, уверен политолог. «Более того, это единственный путь к политике в отношении России, которая гарантированно продвигает американские интересы сейчас и в обозримом будущем», – подчеркивает он на страницах National Interest.
Фото: Reuters